Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев В.А.
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием представителей Федеральной службы финансово - бюджетного надзора Моховой Е.А. и Обуховой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 21 августа 2013 года жалобу Вдовиной Н.П. на решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2013 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ главный врач МБУЗ "Можгинская ЦРБ" Вдовина Н.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Вдовина Н.П. не согласилась с указанным постановлением и обратилась с жалобой в Можгинский районный суд. Решением судьи от 14 июня 2013 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Вдовиной Н.П. - без удовлетворения.
В жалобе на решение судьи районного суда Вдовина Н.П. просит решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. Указывает, что ее доводы о правомерности выплат денежных средств, из средств родовых сертификатов, санитаркам операционным и палатным родильного отделения подтверждаются письмом директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ г ... В данном письме разъясняется, что санитарки относятся к младшему медицинскому персоналу, и в случае, если они непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовый период, им положена оплата по родовым сертификатам. Санитарки палатные и операционные родильного отделения как видно из их должностных инструкций непосредственно участвуют в оказании стационарной медицинской помощи. Выплаты из средств ФОМС на оплату труда идут не на всех санитарок родильного отделения, а только на санитарок палатных и операционных. Ссылка суда на пункт 10 раздела "Производство по делам об административных правонарушениях" Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2009 года несостоятельна. Кроме этого в пункте 10 делается ссылка на Приказ Минздравсоцразвития РФ N 51н от ДД.ММ.ГГГГ года, диапазон действия которого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. На 2012 год действовал Приказ Минздравсоцразвития РФ N 72н от ДД.ММ.ГГГГ года, который однозначно разъясняет, что средства на оплату услуг за оказанную стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период направляются в соответствии с приказом по медицинской организации в том числе на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала в размере 40-55 процентов от суммы перечисленных средств. Судом решение было принято до получения ответа Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Российской Федерации на письмо, которое было направлено нашим учреждением ДД.ММ.ГГГГ
В возражениях на жалобу административный орган просит вынесенные по делу акты оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, поскольку доводы жалобы не состоятельны.
В судебном заседании представители Федеральной службы финансово - бюджетного надзора Мохова Е.А. и Обухова Е.И., с жалобой не согласились, считая обжалуемое постановление и решение судьи районного суда законными и обоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований к отмене решения судьи не имеется.
При рассмотрении жалобы Вдовиной Н.П. в суде первой инстанции подробно исследованы обстоятельства совершенного ею административного правонарушения, ее доводы и возражения.
Оценка представленных доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы администрации муниципального образования " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ Вдовина Н.П. назначена главным врачом МУЗ "Можгинская ЦРБ". МУЗ "Можгинская ЦРБ" как медицинское учреждение осуществляет медицинскую деятельность и включено в перечень медицинских организаций являющимися участниками территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории УР на 2012 год. В декабре 2012 г. на основании приказа главного врача Вдовиной Н.П. N от ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением N от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно списку N на зачисление зарплаты на счета зарплатных карт за ноябрь 2012 г., за счет средств, полученных МБУЗ "Можгинская ЦРБ" из средств регионального отделения Фонда социального страхования РФ за оказание услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, произведена оплата труда медицинских работников за октябрь 2012 г., в том числе, оплата труда санитарок родильного отделения, непосредственно не участвовавших в оказании стационарной медицинской помощи женщинам в период родов и послеродовой период, в общей сумме 12613,98 руб., что является нецелевым использованием средств государственного внебюджетного фонда.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" - нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью ч.2 ст.15.14 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 270-ФЗ на момент правонарушения) установлена административная ответственность должностных лиц за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 1.7 КоАП РФ - лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
-медицинская помощь (одним из видов которой является стационарная помощь) - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
- медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 года N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни" утверждены Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Пунктом 8 подпунктом "б" Правил установлено, что средства на оплату услуг, перечисленные территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются медицинскими организациями, в которых:
оказана стационарная помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, - на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала (в размере 40 - 55 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
Приказом Минсоцздравразвития РФ от 01.02.2011 N 72н утвержден Порядок расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни.
Согласно пункту 6 Порядка N72н средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются в соответствии с положением об оплате труда между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающими стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого в соответствии с критериями качества медицинской помощи, предусмотренными приложением N 2.
Из анализа положений Правил N1233 и Порядка N72н следует, что в число медперсонала, непосредственно оказывающего стационарную медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, имеющего право на дополнительные выплаты из средств, полученных в рамках родовых сертификатов, включены не только врачи-специалисты, но и младший медицинский персонал, к которому согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" отнесены должности санитарки.
В соответствии с Квалификационным справочником (раздела IV квалификационного справочника утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения") и согласно представленных должностных инструкций операционной санитарки родильного отделения и палатной санитарки родильного отделения, утвержденных главным врачом МУЗ "Можгинская ЦРБ", основными обязанностями санитарок являются соблюдение санитарно-эпидемиологического режима: содержание в чистоте палат и других помещений, инструментария, предметов индивидуального ухода больного, уход за родильницами с постельным режимом и т.п. В обязанности санитарок не входит оказание медицинских услуг либо непосредственное участие в оказании медицинской помощи.
Указанное свидетельствует, что такая категория медицинского персонала, как санитарки, не принимает участия в непосредственном оказании стационарной помощи женщинам и детям, указанным в Приказе N72н. Те услуги, которые оказываются данным медицинским персоналом, хотя и производятся в медицинских учреждениях, но не являются медицинскими услугами и медицинской помощью в прямом смысле. Эти услуги, хотя и направлены (во многих случаях) на пациента, носят обеспечивающий характер по отношению к медицинским услугам и определяются исходя из требований оказания медицинских услуг. Их можно отнести к инфраструктурным (дополнительно к медицинским) услугам. Инфраструктурные услуги могут рассматриваться как обеспечение основного рабочего процесса - оказания медицинских услуг медицинским персоналом, и в целом определяют условия оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях.
Таким образом, доводы жалобы о том, что санитарки родильного отделения медицинского учреждения непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовый период и имеют право на дополнительную оплату услуг за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования являются несостоятельными.
Разъяснение директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ выводов судьи не опровергает, а лишь конкретизирует случаи, когда младшему медицинскому персоналу положена выплата по родовым сертификатам.
При таких обстоятельствах должностное лицо Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Вдовиной Н.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Иные доводы жалобы не содержат указаний на обстоятельства и факты, которые бы опровергали правильность вынесенных по делу актов по существу, а потому не могут быть основанием для их отмены как на то указано в жалобе.
Наказание Вдовиной Н.П. назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на него являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 14 июня 2013 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Вдовиной Н.П. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.