Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Смирновой Т.В., Рогозина А.А.
при секретаре Рогалевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 2 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения УР на решение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 29 мая 2013 года, которым исковые требования прокурора Устиновского района г.Ижевска в интересах Сорокина Г. П. к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о понуждении к обеспечению техническими средствами реабилитации - удовлетворены.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики обязано в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Сорокину Г. П. технические средства реабилитации за 2012 год: памперсы (размер N2) в количестве 90 штук, абсорбирующие пеленки в количестве 180 штук.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., заслушав прокурора Репину В.К., полагавшую доводы апелляционной жалобы необоснованными,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Устиновского района г. Ижевска обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики в интересах Сорокина Г.П. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Устиновского района г. Ижевска проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлено нарушение прав Сорокина Г.П., признанного инвалидом первой группы и нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Сорокину Г.П. необходимы технические средства реабилитации, которые за 2012 год выданы не в полном объеме.
С учетом уточненных требований истец просил обязать ответчика предоставить Сорокину Г.П. технические средства реабилитации: памперсы (размер N2) в количестве 90 штук, абсорбирующие пеленки в количестве 180 штук.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска.
Сорокин Г.П. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, с заявлением об отложении рассмотрении дела или о рассмотрении дела в его отсутствие к суду не обращался, доверил представление интересов представителю Сорокиной T.Л.
В судебное заседание не явились Министерство социальной защиты населения в Удмуртской Республике и третье лицо Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г.Ижевска, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Устиновского района г. Ижевска Салахов И.С. на исковых требованиях настаивал, дал пояснения аналогичные, изложенным в иске.
Представитель Сорокина Г.П. - Сорокина T.Л. на исковых требованиях настаивала.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, усматривая неисполнимость решения суда, поскольку из него нельзя сделать вывод, в каком порядке и каким образом ответчик будет обеспечивать Сорокина Г.П. техническими средствами реабилитации. Ответчик полагает, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляет территориальный орган Министерства по месту жительства инвалида, поэтому на Министерство социальной защиты населения УР не может быть возложена обязанность обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации за 2012 год.
В соответствии с ч.1 ст.327 и ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах ее доводов, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что Сорокин Г.П., 16 апреля 1950 года рождения, является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно. Данные обстоятельства подтверждаются справкой серии МСЭ-2006 N0006102384 от 02.07.2009г., выданной Филиалом Бюро МСЭ N 3 ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике".
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выдаваемой Федеральными государственными экспертными учреждениями медико-социальной экспертизы, карта N 2149 к акту освидетельствования N2325 от 02.07.2009г., Сорокину Г.П. с 02.07.2009 г. бессрочно назначены технические средства реабилитации, в том числе, памперсы N2 30 штук в месяц, абсорбирующие пеленки 60 штук в месяц.
03.03.2012 г. Сорокин Г.П. обратился в Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации согласно ИПР.
За 2012 год Сорокину Г.П. выданы памперсы размер N 2 в количестве 270 штук, абсорбирующие пеленки в количестве 540 штук. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются актом сдачи-приемки товара 312464 от 14.12.2012 г., актом сдачи- приемки товара 311945 от 09.11.2012 г., актом сдачи-приемки товара 312465 от 14.12.2012 г., актом сдачи-приемки товара N603, актом сдачи-приемки товара N602, актом сдачи-приемки товара 311946 от 09.11.2012г., справкой Управления социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска от 02.04.2013 г. N1410.
До настоящего времени Министерство социальной защиты населения УР не обеспечило Сорокина Г.П. указанными в ИПР техническими средствами реабилитации в полном объеме.
26.01.2013г. Сорокин Г.П. обратился в прокуратуру Удмуртской Республики с заявлением об оказании помощи в получении TCP.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования материального истца, руководствовался следующими нормами права.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" под индивидуальной программой реабилитации инвалида понимается разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в частности, специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" абсорбирующее белье и подгузники отнесены к техническим средствам реабилитации.
В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями (утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N240) обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N240) обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
На основании п.4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N240) заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган по месту жительства с представлением паспорта инвалида и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает данное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Сорокин Г.П., являющийся инвалидом 1 группы, включен в реестр для обеспечения памперсами в количестве 180 штук, пеленками в количестве 360 штук.
Ответчик не представил доказательств фактического обеспечения Сорокина Г.П. в полном объеме техническими средствами реабилитации за период 2012 года в виде памперсов размер N2 30 штук в месяц, а также абсорбирующих пеленок в количестве 60 штук в месяц
За 2012 год Сорокину Г.П. выданы памперсы размер N2 в количестве 270 штук, абсорбирующие пеленки в количестве 540 штук, количество недополученных TCP составило: памперсы размер N2 90 штук, абсорбирующие пеленки - 180 штук.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора Устиновского района г.Ижевска в интересах Сорокина Г.П. к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики законными, поскольку этим органов, законодательно возложенная обязанность по обеспечению инвалида техническими средствами ухода не выполнена.
Довод жалобы о том, что обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации занимается территориальный орган Министерства по месту жительства инвалида, поэтому на Министерство социальной защиты населения УР не может быть возложена обязанность обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, судебная коллегия находит безосновательным по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства РФ от 05.12.2011 N2174-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством УР о передаче Правительству УР осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан.
В соответствии с п.12 Положения о Министерстве социальной защиты населения УР министерство с 01.01.2012 организует работу по осуществлению части полномочий РФ в соответствии с данным Соглашением по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 05.12.2011 N2174-р и распоряжением Правительства УР от 17.10.2011 N889-р.
На основании п.2 Порядка организации предоставления инвалидам технических средств реабилитации, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами осуществляется территориальным органом Министерства социальной защиты населения УР, в том числе путем предоставления бесплатно в безвозмездное пользование технического средства реабилитации.
Таким образом, обязанность обеспечивать истца техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида возложена законом на Министерство социальной защиты населения УР.
Тоже самое указано в постановлении Правительства УР от 12 марта 2012 года N81 "Об организации осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству УР" Министерству социальной защиты населения УР переданы полномочия по проведению реабилитационных мероприятий.
Факт передачи полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации территориальному органу не освобождает Министерство от соответствующей обязанности, возникшей в связи с принятием Правительством УР постановления от 12 марта 2012 года N 81.
Удовлетворением исковых требований прокурора, права Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, а также государственные интересы не нарушены, так как в силу ст.18 Конституции РФ именно права человека и гражданина, определяют смысл, содержание и применение закона.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 29 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения УР - без удовлетворения.
Председательствующий: В.И. Анисимова
Судьи: А.А. Рогозин
Т.В. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.