Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием прокурора Ураськиной Т.В.,
при секретаре Зеленцовой Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ю.Г.Г. об оспаривании постановления Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2012 года N397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012-2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части установления для "адрес" г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению,
УСТАНОВИЛ:
Ю.Г.Г. (далее по тексту - заявитель) обратилась в Верховный Суд УР с заявлением об оспаривании постановления Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2012 года N397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012-2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N397) в части установления для "адрес" г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Заявленные требования мотивировала тем, что является собственником квартиры в многоквартирном "адрес" в г. Ижевске, не оборудованном прибором учёта расхода тепловой энергии на отопление. Оспариваемым постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N397 для "адрес" в г. Ижевске установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление равный нормативу, действовавшему на территории Удмуртии по состоянию на 30 июня 2012 года. На указанную дату постановлением Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N184 для жилых домов с централизованными системами отопления в г. Ижевске был установлен норматив потребления коммунальных услуг по отоплению равный 0,021 Гкал/кв.м. По мнению заявителя, данный норматив является завышенным, не соответствующим расчётному и реальному нормативу потребления тепловой энергии на отопление многоквартирного "адрес" г. Ижевска; противоречащим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N306, т.к. он не соответствует конструктивным и техническим параметрам дома, степени благоустройства и климатическим условиям, а также не является единым для многоквартирных домов, расположенных в аналогичных климатических условиях, имеющих аналогичные конструктивные, технические параметры и степень благоустройства, для которых постановлением Администрации г. Ижевска от 29 декабря 2009 года N1285 установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,016 Гкал/м в месяц. Нарушение своих прав заявитель обосновывает тем, что вынуждена переплачивать за коммунальные услуги по отоплению, т.к. порядок расчёта размера платы за отопление не соответствует порядку, определённому Правилами расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N857.
Заявитель просит суд признать неправомерным, противоречащим Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года N306, существенно нарушающим её права постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N397 в части установления для "адрес" г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,021 Гкал/кв.м в месяц, не соответствующего расчётному и реальному нормативу потребления тепловой энергии на отопление "адрес" г. Ижевска и противоречащего требованию единства нормативов по отоплению для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, расположенных в аналогичных климатических условиях, для которых установлен норматив 0,016 Гкал/кв.м в месяц - со дня его принятия, а также просит взыскать с Правительства УР в её пользу судебные расходы за оплату государственной пошлины (л.д.4, 5).
Заявитель Ю.Г.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что факт установления постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N397 нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению подтверждён вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года, являющимся преюдициальным при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Представители органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт - консультант отдела судебной практики Правового управления Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики С.О.В. (доверенность N7-195/13 от 14 мая 2013 года сроком по 14 мая 2014 года - л.д.40), консультант отдела правовой и кадровой работы Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Т.А.В. (доверенность N7-195/24 от 28 октября 2013 года сроком по 31 декабря 2013 года, л.д.41) в судебном заседании требования заявителя не признали, полагая их не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылались на то, что постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N397 полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято и подписано полномочным должностным лицом, зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР и опубликовано в средствах массовой информации в установленном законом порядке (л.д.42-46).
Изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
10 сентября 2012 года Правительством УР принято и председателем Правительства УР подписано постановление за N397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которое зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 18 сентября 2012 года NRU18000201200631 и опубликовано в средствах массовой информации - газете "Извести Удмуртской Республики", 18 сентября 2012 года, N105 (3942).
Пунктом 1 постановления Правительства УР от 10 сентября 2012 года N397, изданного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановлено применять в Удмуртской Республике в 2012-2014 годах при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Удмуртской Республики по состоянию на 30 июня 2012 года (л.д.6, 7).
По состоянию на 30 июня 2012 года на территории города Ижевска действовали нормативы потребления тепловой энергии на отопление, утверждённые:
постановлением Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N184 "О дополнительных мерах социальной защиты населения в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - постановление Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N184), которым утверждён норматив потребления коммунальных услуг по г. Ижевску на отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения равный 0,021 Гкал/кв.м (л.д.16);
постановлением Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года N1285 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов г. Ижевска" (далее по тексту - постановление Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года N1285), которым утверждены нормативы потребления тепловой энергии на отопление для 1378 многоквартирных домов г. Ижевска (в числе которых отсутствует многоквартирный "адрес" в г. Ижевске), равные 0,008 Гкал/кв.м, 0,015 Гкал/кв.м, 0,016 Гкал/кв.м и 0,019 Гкал/кв.м в месяц (л.д.17, 18).
Данные обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными доказательствами.
Требования Ю.Г.Г. не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В судебном заседании участники процесса не оспаривали, что постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N397 является нормативным правовым актом, принято и подписано в установленном законом порядке полномочным руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - председателем Правительства УР.
Часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) предоставляет право заинтересованным лицам оспаривать в суде только нормативные правовые акты, принятые и опубликованные в установленном порядке.
Суд установил, что оспариваемое заявителем постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N397 опубликовано в газете "Известия Удмуртской Республики" за N105 (3942) от 18 сентября 2012 года и вступило в силу через 10 дней после его официального опубликования (п.2 постановления Правительства УР N397 от 10 сентября 2012 года).
Жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). Правительство РФ, согласно частям 4 и 5 статьи 5 ЖК РФ, вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.
Полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений уточняет статья 12 ЖК РФ, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчёта и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти РФ.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Приведённые законоположения закрепляют содержание полномочий, подлежащих реализации Правительством РФ на основании собственного решения, и выражаются в том числе в определении порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу.
Во исполнение вышеуказанных норм ЖК РФ Правительство РФ постановлением за N354 от 06 мая 2011 года утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правила N354 от 06 мая 2011 года). После чего постановлением N857 от 27 августа 2012 года "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - постановление Правительства РФ N857 от 27 августа 2012 года) установило особенности их применения в 2012 - 2014 годах.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства РФ N857 от 27 августа 2012 года, действовавшим до 21 сентября 2013 года, органам государственной власти субъектов РФ в срок до 15 сентября 2012 года разрешалось принять решение о применении при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчёта, предусмотренного прежними Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными постановлением Правительства РФ N307 от 23 мая 2006 года (далее по тексту - Правила N307 от 23 мая 2006 года), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Кроме того, постановлением Правительства РФ N857 от 27 августа 2012 года были внесены соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354 в той части, что прежний порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению, установленный Правилами N307 от 23 мая 2006 года, сохраняет силу до 01 января 2015 года.
Суд учитывает, что законность вышеназванного подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства РФ N857 от 27 августа 2012 года подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 20 февраля 2013 года по гражданскому делу NАКПИ12-1630.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ обязано обеспечивать реализацию положений ЖК РФ, в том числе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов РФ, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
На территории Удмуртской Республики исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти УР - Правительством УР (ст.4 Закона УР от 02 марта 2001 года N6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики").
Согласно пункту 9 статьи 13 ЖК РФ перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений, не является исчерпывающим.
Во исполнение постановления Правительства РФ N857 от 27 августа 2012 года, Правительство УР издало оспариваемое заявителем постановление N397 от 10 сентября 2012 года.
С учётом изложенного, суд признаёт, что осуществление органом государственной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительством УР, полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства РФ порядка расчёта (постановление Правительства РФ N857 от 27 августа 2012 года, Правила N354 от 06 мая 2011 года, Правила N307 от 23 мая 2006 года), с использованием ранее действовавших (на 30 июня 2012 года) нормативов потребления тепловой энергии на отопление, не приводит к нарушению приведённых норм ЖК РФ. Такое правовое регулирование не является делегированием полномочий по изданию нормативного правового акта, которым устанавливается норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении и определяется порядок расчёта платы за коммунальную услугу, поскольку содержательная регламентация данных отношений непосредственно осуществлена высшим исполнительным органом государственной власти РФ.
На 30 июня 2012 года правом утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на отопление, были уполномочены органы местного самоуправления (ч.1 ст.157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N199-ФЗ), пункты 2 и 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ N306 от 23 мая 2006 года (в редакции постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354).
В связи с чем, на 30 июня 2012 года на территории г. Ижевска действовали утверждённые Администрацией г. Ижевска нормативы потребления коммунальных услуг на отопление (постановления Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N184 и от 28 декабря 2009 года N1285).
Вместе с тем, суд признаёт, что в действующем законодательстве отсутствует правая норма, устанавливающая, что после передачи полномочий по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ, ранее действовавшие нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления, утрачивают силу.
При этом пунктом 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ N306 от 23 мая 2006 года, определён лишь минимальный срок действия нормативов потребления коммунальных услуг (не менее 3 лет), в течение которого они не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N непосредственно не установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, и не определён порядок расчёта платы и учёта используемых энергетических ресурсов. Данное постановление Правительства УР по своему характеру является отсылочным, применяемым в системной связи с постановлением Правительства РФ N857 от 27 августа 2012 года, Правилами N354 от 06 мая 2011 года, Правилами N307 от 23 мая 2006 года, которыми закреплён порядок расчёта платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, как оборудованных общедомовыми приборами учёта, так и при их отсутствии; а также в системной связи с постановлением Администрации г. Ижевска N184 от 25 апреля 2002 года, которым установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, используемый при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе для многоквартирного жилого "адрес" в г. Ижевске. Причём непосредственно постановление Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N184, равно как и другие вышеназванные нормативные правовые акты Ю.Г.Г. не оспариваются.
Следовательно, само по себе постановление Правительства УР N397 от 10 сентября 2012 года не может нарушать права заявителя в указанном ею аспекте.
С учётом изложенного, являются несостоятельными и подлежат отклонению доводы заявителя о противоречии постановления Правительства УР N397 от 10 сентября 2012 года в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и в части определения порядка расчёта размера платы за отопление постановлению Правительства УР N306 от 23 мая 2006 года, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Довод заявителя о том, что вступившее в законную силу решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года по заявлению Ю.Г.Г. об оспаривании бездействия государственного органа, является преюдициальным при рассмотрении настоящего гражданского дела, отклоняется в силу своей несостоятельности.
Так, в силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон (лиц, участвующих в деле), а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Исходя из системного толкования вышеприведенных процессуальных норм, суд считает, что стороны и другие лица, участвующие в деле, освобождаются от доказывания преюдициально установленных (предрешённых) фактов, поскольку они уже установлены вступившим в законную силу судебным постановлением, подвергать сомнению правильность которого при рассмотрении другого дела нет законных оснований.
С учётом изложенного, вывод, содержащийся в решении Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года о том, что постановлением Правительства УР N397 от 10 сентября 2012 года фактически установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление равными нормативам, действовавшим на территории Удмуртской Республики по состоянию на 30 июня 2012 года, не может быть признан установленным судом преюдициальным фактом, не нуждающимся в доказывании, поскольку данное обстоятельство не являлось юридически значимым при рассмотрении того гражданского дела, а является, по сути, лишь суждением суда, не основанным на материалах дела.
Как следует из содержания вышеуказанного решения Индустриального районного суда г. Ижевска, Ю.Г.Г. обжаловала бездействие Правительства УР по установлению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению. Указанным решением суда, вступившим в законную силу 30 сентября 2013 года, установлено, что Правительство УР не бездействовало, а в рамках компетенции, определённой пп."б" п.1 постановления Правительства РФ N857 от 27 августа 2012 года, издало постановление N397 от 10 сентября 2012 года. В связи с чем суд отказал Ю.Г.Г. в удовлетворении заявленных требований. С учётом изложенного, суд считает, что решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года не является преюдициальным по отношению к настоящему гражданскому делу.
В соответствии с ч.1 ст.253 ГПК РФ, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Причём заявитель оспаривает правильность установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для конкретного многоквартирного жилого дома ( "адрес" в г. Ижевске), тогда как постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N397 определён порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N307 от 23 мая 2006 года с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на территории Удмуртии на 30 июня 2012 года на период 2012-2014 годов для всего жилищного фонда Удмуртской Республики, без специального выделения "адрес" в г. Ижевске.
При таких обстоятельствах заявленные Ю.Г.Г. требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Ю.Г.Г. о признании неправомерным и противоречащим действующему законодательству с момента принятия, существенно нарушающим её права постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012-2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части установления для "адрес" г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и о взыскании судебных расходов в виде государственной пошлины, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 05 ноября 2013 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Кричкер Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.