Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 06 ноября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего-судьи Мельниковой Г.Ю.,
судей Матушкиной Н.В., Гулящих А.В.,
при секретаре Карпухине А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 6 ноября 2013 года дело по частной жалобе Ходырева Д. В. на определение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 8 октября 2013 года, которым отказано в принятии заявления Ходырева Д. В. об установлении факта получения военной травмы.
Заслушав доклад судьи Мельниковой Г.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ходырев Д.В. обратился в суд с заявлением об установлении факта получения военной травмы.
Заявление мотивировано тем, что 25 июня 1998 года заявитель был призван на действительную срочную военную службу, которую проходил в военной части N в должности водителя БТР-80. В период с 19 июля 1999 года по 28 февраля 2000 года заявитель принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона. В январе 2000 года, во время боя с чеченскими боевиками, во время бомбежки заявитель получил контузию, потерял сознание. Первая медицинская помощь была ему оказана в полевых условиях. После оказания первой медицинской помощи заявитель за дальнейшей медицинской помощью не обращался, какие-либо медицинские документы о факте получения им контузии не составлялись. После демобилизации, на почве полученной контузии у заявителя стали обостряться головные боли, ухудшилось общее состояние. По этой причине заявитель с 2006 года обращался к врачам за медицинской помощью. С указанного периода времени заявитель неоднократно находился на амбулаторном и стационарном лечении, однако орган МСЭ в 2008 году установил ему 2-ую группу инвалидности без комплексной оценки состояния здоровья, исходя из клинико-функциональных и других обстоятельств, в том числе без учета первоначальной причины ухудшения состояния здоровья заявителя в результате полученной военной травмы. Установление факта получения военной травмы необходимо заявителю для получения пенсии. В связи с тем, что отсутствуют медицинские документы, в которых бы отражался факт получения военной травмы, заявитель полагает, что данный факт возможно установить только в судебном порядке.
Судья вынес вышеуказанное определение.
В частной жалобе заявитель просит определение судьи отменить, ссылаясь на следующие доводы: решение вопроса о получении заявителем военной травмы и о её последствиях во внесудебном порядке не представляется возможным; заявитель не обращался к суду с требованием об установлении причинной связи между полученной им травмой и имеющимся у него увечьем; основания для отказа в принятии заявления к производству у судьи не имелось.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в принятии жалобы к производству, судья районного суда руководствовалась ст.ст.134, 264 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.51 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан", Положением о Военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ N123 от 25 февраля 2003 года, приказом Минобороны РФ от 20 августа 2003 года N200 "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации" и пришел к выводу, что требование об установлении факта получения военной травмы в рамках гражданского процессуального законодательства рассмотрено быть не может, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Анализируя доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу подп."г" п.3 Положения о Военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ N123 от 25 февраля 2003 года, на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.
Согласно п.40 указанного Положения, при медицинском освидетельствовании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, призванных на военные сборы, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний, за исключением случаев, когда указанные граждане, получившие увечья, заболевания, находятся под следствием или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Пунктом 41 указанного Положения, в свою очередь, предусмотрено, что по результатам медицинского освидетельствования военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с указанными в настоящем пункте формулировками, в том числе с формулировкой "военная травма", об установлении факта получения которой просит заявитель.
Вместе с тем, согласно ст.265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Из содержания п.45 Положения о Военно-врачебной экспертизе следует, что причинная связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах, определяется военно-врачебной комиссией, в том числе, на основании обращения граждан.
Аналогичное положение содержится также в п.218 приказа Минобороны РФ от 20 августа 2003 года N200 "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность обращения гражданина в военно-врачебную комиссию с целью установления заключения о причинной связи увечья (заболевания).
Довод частной жалобы о том, что ни справка о травме, ни какие-либо иные документы, из которых можно было бы установить причины и обстоятельства получения увечья, у заявителя отсутствуют, не опровергает вышеизложенные вывод о возможности получения заявителем в ином, не судебном порядке, документов о получении им военной травмы, поскольку пунктом 44 Положения о Военно-врачебной экспертизе прямо предусмотрено, что при освидетельствовании граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах и получивших в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах увечье, но не имеющих справки о травме, военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания, а также на основании свидетельских показаний.
С учетом изложенного, установление "военной травмы" как заключения о причинной связи увечья (заболевания) входит в исключительную компетенцию военно-врачебных комиссий.
Суд своей деятельностью не может подменять органы, к чьей компетенции отнесено решение вопроса об установлении заключения о причинной связи увечья (заболевания).
Согласно п.9 Положения о Военно-врачебной экспертизе гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд.
Принимая во внимание, что данных, подтверждающих невозможность для заявителя установить факт наличия у него военной травмы и получить в установленном порядке соответствующие документы, в жалобе не приведено, изложенные в ней доводы не влекут отмену оспариваемого определения.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 8 октября 2013 года оставить без изменения, частную жалобу Ходырева Д. В. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ю. Мельникова
Судьи Н.В. Матушкина
А.В. Гулящих
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.