Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.,
судей Гришиной Г.Н. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Кузьминых Е.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 17 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе истца Туголукова А.И. на решение Ленинского районного суда города Владимира от 9 июля 2013 года, которым постановлено:
В иске Туголукову А. И. к военному комиссариату Владимирской области об обязании произвести перерасчет пенсии и взыскании недополученной пенсии - отказать.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Туголукова А.И. и его представителя Гаврилова Р.Н., просивших об отмене решения, представителя военного комиссариата Владимирской области Курникова Г.С., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Туголуков А.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что проходил службу в войсковой части, входящей в состав ядерного оружейного комплекса РФ. С **** он является получателем пенсии по выслуге лет. Выплата его пенсии производится с учетом должностного оклада по воинской должности в размере 1,5 оклада по воинской должности, предусмотренной штатом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации". С **** ответчик произвел перерасчет размера пенсии истца исходя из 1,25 оклада по последней занимаемой перед увольнением воинской должности, предусмотренной соответствующими штатными расписаниями, ссылаясь на изменения, внесенные Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2011 года N 1745 в Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563.
Полагает действия ответчика незаконными, поскольку пенсионное законодательство, регулирующее порядок начисления и выплаты его пенсии, каких-либо положений о перерасчете спорного показателя не содержит.
В связи с чем, просил обязать ответчика при начислении ему пенсии использовать оклад по последней занимаемой перед увольнением с военной службы воинской должности в размере 1,5 оклада по воинской должности, предусмотренной соответствующими штатными расписаниями, обязать ответчика произвести доплату невыплаченной части пенсии за период с **** и взыскать задолженность по выплате пенсии в размере **** рублей.
В судебном заседании истец Туголуков А.И. и его представитель Гаврилов Р.Н. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика военного комиссариата Владимирской области по доверенности Курников Г.С. исковые требования не признал, объяснив, что пенсия истцу выплачивается с учетом требований пенсионного законодательства.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Туголуков А.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои требования в суде первой инстанции. Считает, что судом неверно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Туголуков А.И. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 12, 13).
Из материалов пенсионного дела Туголукова А.И. следует, что до **** размер его пенсии составлял **** рублей, а с **** **** рублей (л.д. 17, 18). При этом при расчете пенсии с **** ответчиком учтен размер оклада по воинской должности исходя из 1,25 оклада по последней занимаемой перед увольнением воинской должности, предусмотренной штатом, вместо ранее применявшегося оклада по воинской должности в размере 1,5 оклада по воинской должности.
Полагая данные действия незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовых оснований для перерасчета пенсии истца с **** с учетом оклада по воинской должности в размере 1,5 оклада по воинской должности, предусмотренной соответствующими штатными расписаниями, не имеется. Указанный истцом подход к оценке пенсионных прав противоречит пенсионному законодательству, регулирующему пенсионное обеспечение военнослужащих.
При этом судом учтены положения Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2011 года N309-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа 2000 года N 1563.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, полагает его законным и обоснованным.
Вместе с тем, при разрешении заявленного Туголуковым А.И. иска, суд первой инстанции в обоснование законности перерасчета пенсии истца с учетом спорного показателя оклада по воинской должности с **** применил положения ст. 49 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, предусматривающей пересмотр пенсий при возникновении перечисленных в ней обстоятельств, без учета положений нового правового регулирования в сфере материального обеспечения проходящих службу военнослужащих, и, как следствие, пенсионеров, пенсионное обеспечение которых поставлено в зависимость от порядка осуществления денежного содержания действующих военнослужащих,
Судебная коллегия полагает, что указанная норма Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Однако, применение данной нормы не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку пенсия истца с учетом оспариваемого им показателя оклада по воинской должности подлежит перерасчету с **** по иным основаниям.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа 2000 года N 1563 в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе, впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов установлен гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) и оклад по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклада по воинской должности, предусмотренных соответственно штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" от 31 декабря 2011 года N 1745 внесены изменения в подпункт "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, установившие гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно положениям Указа Президента РФ "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа 2000 года N 1563, изложенные в этом Указе меры социальной поддержки, в том числе и определенный военнослужащим размер оклада по воинской должности, были установлены на срок до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
В рамках перехода к новой системе правового регулирования, Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ с ****, изменена структура денежного довольствия военнослужащих и повышение его размеров до уровня выше среднего оплаты труда в ведущих отраслях экономики России, изменен размер социальной поддержки специалистам в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Таким образом, внесение изменений в порядок пенсионного обеспечения военнослужащих было обусловлено принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ, установившим повышенные размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, Постановления Правительства Российской Федерации "О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" от 5 декабря 2011 года N 992.
Следовательно, пересмотр пенсии истца с **** с учетом оклада по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности не связан с наступлением обстоятельств, указанных в ст. 49 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
К данным правоотношениям подлежат применению положения ст. 55 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, согласно которым при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили данные обстоятельства.
Руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" от 31 декабря 2011 г. N 1745, которым были внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, одновременно с очередным повышением окладов денежного содержания ответчик был вправе привести размер осуществляемых истцу выплат в соответствие с действующим законодательством путем перерасчета размера получаемой истцом пенсии с учетом изменения окладов специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности требования истца о применении при расчете его пенсии оклада по воинской должности в размере 1,5 оклада по воинской должности, предусмотренной соответствующими штатными расписаниями, вместо рассчитанного ответчиком оклада по воинской должности в размере 1,25 оклада и отказал в его удовлетворении.
Учитывая данное обстоятельство, а также то, что требование о взыскании задолженности по выплате пенсии является производным от основного требования (перерасчет пенсии с учетом оклада по воинской должности в размере 1,5 оклада по воинской должности), суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о взыскании задолженности по выплате пенсии в сумме **** рублей.
Безосновательна ссылка истца на судебные акты, постановленные по другим (конкретным) делам и основанные на иных фактических обстоятельствах, которые не образуют какой-либо преюдиции. Кроме того, прецедентное право в России не применяется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 9 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Туголукова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Судакова Р.Е.
Судьи Гришина Г.Н.
Емельянова О.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.