Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
и судей Огудиной Л.В., Гришиной Г.Н.,
при секретаре Киселевой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 октября 2013 года гражданское дело по апелляционному представлению Александровского городского прокурора Владимирской области на решение Александровского городского суда Владимирской области от 13 августа 2013 года, которым постановлено:
Исковое заявление Александровского городского прокурора в интересах Новова Алексея Константиновича оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., истца Новова А.К. и представителя истца - прокурора Куропаткина А.В., поддержавших доводы апелляционного представления, возражения на представление прокурора представителя ответчика - администрации Александровского района - Захаровой И.Н. и представителя ответчика - администрации Владимирской области и третьего лица - Департамента образования администрации области - Рошва А.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Александровский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Новова А.К. к администрации Александровского района о возложении обязанности обеспечить истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м, в границах Александровского района, за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование требований указал, что Новов А.К., **** года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители умерли: отец Новов К.В. - ****, мать Новова Н.В. - ****. Постановлением главы Александровского района от **** попечителем Новова А.К. назначена Казак Н.К., за истцом закреплено жилое помещение по месту его регистрации в ****, общей площадью 42 кв.м, в котором зарегистрировано еще 5 человек (брат, сестра и племянники истца). На основании постановления главы администрации Андреевского сельского поселения от **** Новов А.К. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Темнова С.В. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в иске, указав, что в связи с возникновением у истца права на предоставление такого жилого помещения, у ответчиков возникла обязанность по его предоставлению.
Истец Новов А.К. поддержал доводы иска.
Представитель ответчика - администрации Александровского района по доверенности Петрова И.Г. иск не признала, полагая администрацию ненадлежащим ответчиком. Также пояснила, что предоставление истцу жилого помещения нарушит жилищные права других лиц данной категории, поскольку обеспечение осуществляется в пределах денежных средств, выделяемых администрацией области.
Представитель третьего лица - Управления образования администрации Александровского района Игнатьева Е.Г. полагала требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика - администрации Владимирской области и представитель третьего лица - Департамента образования администрации области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Представили письменный отзыв, в котором полагали требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования Андреевское сельское поселение, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее в судебных заседаниях не возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении Александровским городским прокурором Владимирской области поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного в связи с неправильным применением норм материального права.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц - администрации МО Андреевское сельское поселение и Управления образования администрации Александровского района, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, что в силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих по
делу, обсудив доводы апелляционного представления в его пределах в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, с учетом следующего.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании п.3 настоящей статьи орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно п.7 данной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п.9 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п./п.14.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 N 201-ОЗ (в редакции от 08.04.2013) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе в части: формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; управления специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятия решений о включении (исключении) жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях; принятия решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключению указанного договора с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом первой инстанции, Новов А.К. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (отец Новов КВ. умер ****, мать Новова Н.В. умерла ****).
Постановлением главы Александровского района от **** **** над несовершеннолетним Нововым А.К. установлено попечительство, попечителем назначена Казак Н.К., а также за истцом сохранено жилое помещение по адресу: **** общей площадью 42 кв.м.
Постановлением главы Андреевского сельского поселения от **** **** Новов А.К. принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нуждаемость Новова А.К. в улучшении жилищных условий подтверждена постановлением главы администрации Александровского района от **** о признании невозможности проживания истца в закрепленном жилом помещении и соответствующим актом от ****.
Также установлено, что Новов А.К. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ в период с **** по ****.В настоящее время Новов А.К. проживает в ранее закрепленном жилом помещении по адресу: **** В жилом помещении общей площадью 62,5 кв.м, кроме Новова А.К., зарегистрировано еще 5 человек (брат и сестра истца, племянники истца). Иного жилого помещения для проживания или в собственности Новов А.К. не имеет.
Одновременно установлено, что Новов А.К. включен в областной сводный Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по муниципальному образованию Александровский район, где по состоянию на **** указан под номером 35. В настоящее время на **** Новов А.К. значится в сводном Списке под номером 33.
Учитывая изложенные обстоятельства, проанализировав положения действующего законодательства и установленные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в настоящее время право истца на обеспечение жилым помещением специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено, Новов А.К. имеет право на обеспечение жилым помещением согласно последовательности, установленной областным сводным Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного форда, сформированному в установленном в соответствии с законодательством субъекта хронологическом порядке - по дате рождения лиц указанной категории, и права на внеочередное либо немедленное предоставление жилого помещения не имеет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и одновременно учитывает следующее.
Нормами Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ не предусмотрены порядок и сроки предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений по договору специализированного найма.
В силу ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.2 п.1 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N226-ОЗ (в редакции от 12.12.2012) "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений указанным категориям лиц устанавливается Губернатором Владимирской области.
Согласно п.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.05.2013 N 612, жилые помещения предоставляются включенным в областной Сводный список лицам указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Также постановлением Губернатора Владимирской области от 15.05.2013 N 542 утвержден Порядок ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.
На основании п.3 данного Порядка ведения Сводного списка в него включаются лица, сведения о которых указаны на **** в Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма, которые на **** не реализовали свое право на жилое помещение.
В силу п.4 этого Порядка органы местного самоуправления, наделенные государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот (лиц) жилыми помещениями (далее - органы местного самоуправления), формируют сведения по муниципальному образованию детей-сирот (лиц), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании (далее - Список по муниципальному образованию).
Согласно п.7 и п.8 указанного Порядка ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, орган местного самоуправления представляет в департамент на бумажном и электронном носителях заверенный Список по муниципальному образованию.
Департамент формирует Сводный список детей-сирот (лиц), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Сводный список формируется в хронологическом порядке по дате рождения ребенка-сироты (лица), подлежащего обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В случае совпадения даты рождения Сводный список формируется в алфавитном порядке.
Таким образом, в действующем в настоящее время федеральном законодательстве и законодательстве субъекта отсутствует указание на первоочередное, внеочередное либо немедленное предоставление жилых помещений данной категории. Фактически указанный Список является механизмом реализации права на получение жилого помещения в порядке, установленном субъектом РФ.
Жилищный кодекс РФ также не предусматривает первоочередное, внеочередное либо немедленное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Кроме того, статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ указывает лишь на момент возникновения права у данной категории лиц на обеспечение жилыми помещениями по договору специализированного найма и основания их предоставления.
Редакция ст.8 данного Федерального закона, действовавшая до 01 января 2013 года, предусматривала внеочередное обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после возникновения соответствующего права.
При этом порядок предоставления жилого помещения регулировался не только законодательством субъекта Российской Федерации, а и нормами п. 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, предусматривавшего внеочередное обеспечение указанной категории лиц жилым помещением по договору социального найма.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013 г., пункт 2 ч.2 ст.57 ЖК РФ был признан утратившим силу с 1 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона N159-ФЗ изложена в новой редакции без ссылки на внеочередное предоставление жилого помещения. Одновременно Федеральным законом N 15-ФЗ положения ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции указанного выше Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона N 15-ФЗ) распространены на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 57 ЖК РФ предусматривает предоставление жилых помещений по договору социального найма в порядке очередности либо вне очереди при наличии условий, предусмотренных ч.2 данной статьи. Иного порядка обеспечения жилыми помещения Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.
Кроме того, Правительством РФ 21 сентября 2013 года принято Распоряжение ****, которым утвержден прилагаемый комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период 2013 - 2017 годов, и органам исполнительной власти субъектов РФ указано реализовать данный комплекс мер. Данным распоряжением Минобрнауки России, Минфину России, Минрегиону России к **** предложено доработать методические рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений данной категории лиц; данным исполнителям, а также органам исполнительной власти субъектов РФ указано ежегодно до **** анализировать отчеты, представленные высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, об исполнении мероприятий по предоставлению жилых помещений на указанный период времени; федеральному органу исполнительной власти - главному распорядителю средств федерального бюджета - ежегодно в установленном порядке распределять субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление жилья данной категории лиц.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 24.09.2013 г. N 1320-О, законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. Также Конституционный Суд РФ указал, что федеральный законодатель в Федеральном законе от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, расширил основания предоставления им жилья.
Таким образом, из системного толкования приведенного выше законодательства можно сделать вывод о том, что в настоящее время обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа производится в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Поскольку такой порядок установлен законодательством Владимирской области, областной Сводный список, в который включен Новов А.К., составлен в соответствии с действующими Порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и Порядком ведения Сводного списка, нормы которых не признаны несоответствующими действующему федеральному законодательству, в представленном Списке по дате рождения истец включен под номером **** (по дате возникновения права ****) и будет обеспечиваться жилым помещением по договору специализированного найма в соответствии с данным Списком, то есть с учетом механизма, установленного законодательством субъекта, то оснований полагать жилищные права истца нарушенными не имеется.
Доказательств того, что Новову А.К. отказано в предоставлении жилого помещения в соответствии с указанным Списком, не представлено.
Александровский городской прокурор, обращаясь в суд в интересах Новова А.К., также не представил доказательств бездействия ответчика по обеспечению истца жилым помещением и доказательств нарушения ответчиком каких-либо норм действующего законодательства.
Кроме того, удовлетворение требований прокурора в интересах Новова А.К. приведет к первоочередному обеспечению его жилым помещением, что нарушит права лиц этой же категории, находящихся в Списке перед истцом и, у которых также возникло право на предоставление жилого помещения.
Доводы апелляционного представления не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Оснований для иной оценки обстоятельств судебная коллегия не усматривает. Доводы представителя истца о незамедлительном обеспечении лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением специализированного жилищного фонда основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, правильно применен материальный закон, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Александровского городского суда Владимирской области от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление исполняющего обязанности Александровского городского прокурора Владимирской области в интересах Новова Алексея Константиновича - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи: Л.В. Огудина,
Г.Н. Гришин а
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.