судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Балашовой И.Б., Кравцовой Е.В.
при секретаре Титаренко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в защиту интересов Бирюков Д.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
по апелляционному представлению прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда Бойко В.Ю.
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 05 июля 2013 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
отказать прокурору Краснооктябрьского района Волгограда в иске в защиту интересов Бирюков Д.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению Бирюков Д.А. жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., выслушав Бирюкова Д.А., поддержавшего доводы представления, судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту интересов Бирюкова Д.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением.
В обоснование требований указал, что Бирюков Д.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации г. Волгограда от 04.10.2012 года N 2834 Бирюков Д.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
В настоящее время Бирюков Д.А. своего жилья не имеет, а потому на него распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным Законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вместе с тем до настоящего времени Бирюков Д.А ... жильем не обеспечен, что нарушает его социальные права и законные интересы.
Просил обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области предоставить Бирюкову Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Краснооктябрьского района Бойко В.Ю. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В судебном заседании установлено, что Бирюков Д.А., родился 25.02.1995 года в г. Волгограде, родителями Бирюкова Д.А. являются мать - Бирюкова С.С., отец - Бирюков А.М.
На основании постановления администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда от 05 мая 2005 года, над несовершеннолетним Бирюковым Д.А. установлена опека, опекуном назначена Гурова О.К. За Бирюковым Д.А., закреплено право проживания по адресу: "адрес".
Заочным решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 29 июня 2006 года Бирюков А.М. лишен родительских прав в отношении сына Бирюкова А.А., 03.03.1994 года рождения, уроженца г. Волгограда и сына Бирюкова Д.А., 25.02.1995 года рождения, уроженца г.Волгограда.
Мать Бирюкова А.А. - Бирюкова С.С., умерла 26 января 1999 года, что подтверждается копией свидетельства о смерти.
После ее смерти, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 29.05.2009 года, на Бирюкова Д.А. была оформлена 1\30 доля домовладения расположенного по адресу: "адрес".
Решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 31.01.2012 года прекращено право собственности Бирюкова А.А. на 1\30 долю жилого "адрес".
Постановлением Администрации г. Волгограда от 04.10.2012 года N 2834 Бирюков Д.А. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Настоящим законом во взаимосвязи с соответствующими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.
Действовавшим до 01 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (ст. 57 ч.1 п.2 ЖК РФ).
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории лицам, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ признан утратившим силу, внесены изменения в часть 1 статьи 92 ЖК РФ, глава 9 настоящего кодекса дополнена статьями 98.1 и 109.1, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанных полномочий Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который содержит аналогичный вышеуказанному Федеральному закону порядок предоставления жилья детям-сиротам в Волгоградской области.
Таким образом, согласно вышеприведенных норм, для реализации права на получение жилого помещения лицами, относящимися к числу детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, требуется не только достижения ими дееспособности и окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и т.д., но и личное волеизъявление лица, которое должно быть выражено в письменном заявлении о предоставлении жилого помещения, адресованном полномочному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Между тем, доказательств обращения с заявлением в письменной форме в орган, на который возложена обязанность предоставить жилое помещение, ни Бирюков Д.А., ни уполномоченные им лица не обращались.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных выше норм материального права судебная коллегия считает, что судом сделан правильный вывод о том, что нарушений права Бирюкова Д.А. на жилище государственным органом в рассматриваемом деле не допущено, и принято правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, судебная коллегия находит неверными выводы суда о том, что изменение законодательства предусматривает возможность обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку ни положения Федерального закона, ни положения законодательства Волгоградской области (в том числе и Постановление Правительства Волгоградской обл. от 19.03.2013 N 109-п (ред. от 12.08.2013) "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 г. N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области" (вместе с "Перечнем документов, необходимых для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями", Порядками "Установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются", "Предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации") не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения в указанный выше Список.
Сам по себе факт учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.
Однако, данные выводы суда не повлияли на правильность принятого решения, в связи с чем оснований к его отмене не имеется.
Доводы представления указывают на наличие предусмотренной законом обязанности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области принять решение о предоставлении Бирюкову Д.А. жилого помещения, однако не опровергают установленного в судебном заседании отсутствия необходимой совокупности юридических фактов, подтверждающих нарушение права Бирюкова Д.А., в связи с чем основанием для отмены по существу принятого правильного решения служить не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 05 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда Бойко В.Ю. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.