Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей: Кравцовой Е.В., Тертышной В.В.
при секретаре Маренковой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N " ... " Управления федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области" об установлении административного надзора в отношении осужденного Мансурова А.С.
по апелляционной жалобе Мансурова А.С.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 12 августа 2013 года, которым заявление начальника ФКУ "Исправительная колония N " ... " УФСИН России по Волгоградской области" удовлетворено.
В отношении осужденного Мансурова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлен административный надзор сроком на три года с установлением ограничений в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства 1 раз в месяц; запрета на выезд за пределы административного территориального образования по месту жительства без уведомления контролирующего органа; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов, за исключением необходимости осуществления трудовой деятельности.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав прокурора отдела участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области Еланскову Л.Ф., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ "Исправительная колония N " ... " Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области обратился в суд с заявлением об установлении в отношении осуждённого Мансурова А.С., как лица, освобождаемого из мест лишения свободы, имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких преступлений, признанного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административного надзора сроком на 3 года
В обоснование заявитель указал, что Мансуров А.С. отбывает наказание в ФКУ ИК- N " ... " с 02 июня 2007 года. За время отбывания наказания в местах лишения свободы зарекомендовал себя с отрицательной стороны, имеет 48 взысканий и ни одного поощрения, постановлением начальника ФКУ ИК- N " ... " от 12 апреля 2011 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Просил установить в отношении Мансурова А.С. административный надзор сроком на 3 года, с установлением ограничений в виде:
обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства 1 раз в месяц;
запрета на выезд за пределы административного территориального образования по месту жительства без уведомления контролирующего органа;
запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов, за исключением необходимости осуществления трудовой деятельности
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Мансуров А.С. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований начальнику ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Волгоградской области отказать.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции Мансуров А.С. не явились, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, по адресу, указанному им в апелляционной жалобе, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил. Также в заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Волгоградской области.
В связи с изложенным судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Мансурова А.С.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 26.2 ГПК Российской Федерации и ФЗ N 64-ФЗ от 06.04.2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно ст. 6 ФЗ N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Аналогичное положение содержится в ст. 261.5 ГПК Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (пункт 3).
В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Федерального закона (в том числе за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений), на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ предусмотрено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений (ч.2 ст. 261.8 ГПК РФ).
Судом установлено, что приговором Центрального районного суда г. Сочи, Краснодарского края от 02 февраля 2007 года, вступившим в законную силу 21 марта 2007 года, Мансуров А.С. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. ст.161 ч.2 п. "а, г", 162 ч.2, 161 ч.2 п. "а,г" УК РФ, относящихся к категории тяжких, в соответствии со ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, к лишению свободы на срок 7 лет 01 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Осужденный отбывает наказание в ФКУ "Исправительная колония N " ... "" УФСИН РФ по Волгоградской области с 02.06.2007 года, срок отбывания наказания истекает 29 августа 2013 года.
Постановлением начальника ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Волгоградской области от 12 апреля 2011 года Мансуров А.С. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. По месту отбывания наказания характеризуется отрицательно, поощрений нет, вместе с тем имеет 48 взысканий.
Указанные обстоятельства также подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Установив данные обстоятельства суд, удовлетворяя заявление начальника ФКУ ИК- N " ... " УФСИН России по Волгоградской области, правильно исходил из того, что имеются предусмотренные законом основания для установления за Мансуровым А.С. административного надзора, поскольку он был осужден за совершение тяжкого преступления и был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При установлении Мансурову А.С. видов административных ограничений судом первой инстанции правильно учтены обстоятельства совершения им преступления, тяжесть и характер совершенного преступления, его личность, и применены административные ограничения, предусмотренные ст. 4 Федерального закона РФ от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Срок административного надзора в отношении Мансурова А.С. установлен в пределах, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, а установление в отношении Мансурова А.С. административного надзора сроком на три года является необходимой и соразмерной мерой, обусловленной интересами общественной безопасности, соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же федерального Закона).
Выводы суда в решении основаны на представленных доказательствах.
Довод в апелляционной жалобе о том, что решение суда является неисполнимым в связи с отсутствием у заявителя гражданства Российской Федерации, не влечет отмену решения суда, поскольку из содержания принятого судом решения следует, что административный надзор установлен Мансурову А.С. по месту его жительства и применим на территории Российской Федерации.
Пленум Верховного суда РФ в п. 3 постановления " О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" разъяснил, что применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, способных повлечь отмену решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, судебная коллегия на основании пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" считает необходимым дополнить мотивировочную и резолютивную часть решения указанием об исчислении срока административного надзора в отношении Мансурова А.С. - со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или месту пребывания.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 12 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мансурова А.С. - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения вторым абзацем следующего содержания: "Срок административного надзора исчислять со дня постановки Мансурову А.С. на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или месту пребывания".
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.