Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Грымзиной Е.В.
судей: Бурковской Е.А., Сергеева С.С.,
при секретаре Смеловской О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению " " ... "" и Отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к организации двухразового горячего питания (завтрак и обед),
по апелляционной жалобе Отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Иск прокурора Октябрьского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению " " ... "" и отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к организации двухразового горячего питания (завтрак и обед) - удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение " " ... " и отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед) для учащихся муниципального казенного образовательного учреждения "Шебалиновская средняя общеобразовательная школа".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Грымзиной Е.В., выслушав прокурора Еланскову Л.Ф., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению " " ... "" (далее МКОУ " " ... ") и Отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к организации двухразового горячего питания (завтрак и обед).
В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения учащихся питанием, по результатам которой было установлено, что в МКОУ " " ... "" обучается 148 человек. Образовательный процесс в школе начинается в 09:00, оканчивается для учащихся разных классов в период времени с 11 часов 50 минут до 14 часов 10 минут.
В нарушение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08", которым утверждены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, для обучающихся не организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
Просил суд обязать МКОУ " " ... "" и отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед) для учащихся МКОУ " " ... "".
Октябрьский районный суд Волгоградской области постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерация, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться з суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основание для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (статья 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в редакции, действовавшей на период рассмотрения дела).
В силу статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения.
Согласно статье 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся, распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.
В соответствии с пунктами 6.8, 6.34 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
Из материалов дела следует, что в МКОУ " " ... "" обучается 148 человек.
Образовательный процесс в школе начинается в 09 часов, оканчивается для учащихся разных классов в период времени с 11 часов 50 минут до 14 часов 10 минут.
Между тем, в нарушение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08", которым утверждены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, для обучающихся не организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
Согласно п.1.6 Устава МКОУ " " ... "" учредителем Школы является отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области.
Пунктом 5.3.12 Устава определено, что учредитель осуществляет иные функции и полномочия, установленные действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1.20 Устава МКОУ " " ... "", утвержденного заместителем главы администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее Устав), организация питания в Школе осуществляется самой Школой.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиками в нарушение закона не организовано двухразовое горячее питание учащихся МКОУ " " ... "" Октябрьского муниципального района Волгоградской области, и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 4.13 Положения об отделе по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, являясь учредителем образовательных учреждений, осуществляет в установленном порядке за счет средств муниципального бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений.
Отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, Уставом Октябрьского муниципального района, муниципальными правовыми актами Октябрьского муниципального района и Положением о ней, утверждаемым главой Октябрьского муниципального района.
Решением Октябрьской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " утверждено "Положение об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Октябрьского муниципального района Волгоградской области" (далее - Положения).
Согласно пункта 1.2. Положения установлено, что действие настоящего Положения распространяется на муниципальные общеобразовательные учреждения Октябрьского муниципального района и определяет порядок взаимодействия отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, общеобразовательных учреждений, организаций и предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания и (или) поставку продуктов питания, родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам организации питания в общеобразовательных учреждениях района.
Пунктом 1.3. Положения определено, что основной задачей организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях является создание условий, направленных на обеспечение обучающихся рациональным и сбалансированным питанием согласно возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии. Качественное и безопасное питание обучающихся должно быть направлено на предупреждение (профилактику) инфекционных и неинфекционных заболеваний школьников, связанных с фактором питания, пропаганду принципов правильного и полноценного питания.
Такую же позицию высказал Верховный суд РФ в своем Определении от 26.12.2102 по делу N 47-КГПР12-10.
Судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушений прав учащихся, поскольку двухразовое горячее питание в образовательном учреждении, в нарушение положений действующего законодательства не организовано.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суду необходимо было указать на источник исполнения возложенной на ответчика обязанности не основан на законе и является несостоятельным, поскольку противоречит вышеназванным положениям Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", а также положениям постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08".
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Е.В.Грымзина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.