Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Алябьева Д.Н.
судей: Сергеева С.С., Сукачева Д.Ю.
при секретаре Соловьевой Е.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению " " ... "" и отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к организации двухразового горячего питания (завтрак и обед),
по апелляционной жалобе отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 08 августа 2013 года, которым постановлено:
Иск прокурора Октябрьского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению " " ... "" и отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к организации двухразового горячего питания (завтрак и обед) - удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение " ... " и отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед) для учащихся муниципального казенного образовательного учреждения "Васильевская средняя общеобразовательная школа".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., выслушав прокурора Р, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы,судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению " ... " и отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к организации двухразового горячего питания (завтрак и обед).
В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения учащихся питанием, по результатам которой было установлено, что в МКОУ " ... " обучается " ... ". Образовательный процесс в школе начинается в " ... ", оканчивается для учащихся в разных классах в период времени с " ... ".
Однако в нарушение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08", которым утверждены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, для обучающихся не организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед), а организовано только питание буфетной продукцией.
Просил суд обязать МКОУ " ... " и отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед) для учащихся МКОУ " ... "
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерация, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться з суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основание для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.
В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (статья 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в редакции, действовавшей на период рассмотрения дела).
В силу статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения.
Согласно статье 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".
Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся, распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.
В соответствии с пунктами 6.8, 6.34 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в " ... " обучается " ... ".
Образовательный процесс в школе начинается в " ... " оканчивается для учащихся в разных классах в период времени с " ... ".
Однако в нарушение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08", которым утверждены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, для обучающихся не организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед), а организовано только питание буфетной продукцией.
Согласно п.1.6 Устава МКОУ " ... " учредителем Школы является отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области.
Пунктом 5.2.17 Устава определено, что учредитель осуществляет иные функции и полномочия, установленные действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1.20 Устава МКОУ " ... ", утвержденного заместителем главы администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее Устав),организация питания в Школе осуществляется самой Школой.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиками в нарушение закона не организовано двухразовое горячее питание учащихся МКОУ " ... " Октябрьского муниципального района Волгоградской области, и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 4.13 Положения об отделе по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, являясь учредителем образовательных учреждений, осуществляет в установленном порядке за счет средств муниципального бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений.
Отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской областиосуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, Уставом Октябрьского муниципального района, муниципальными правовыми актами Октябрьского муниципального района и Положением о ней, утверждаемым главой Октябрьского муниципального района.
Решением Октябрьской районной Думы Волгоградской области от 30.07.2010 N10-4/69 утверждено "Положение об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Октябрьского муниципального района Волгоградской области" (далее - Положения).
Согласно пункта 1.2. Положения установлено, что действие настоящего Положения распространяется на муниципальные общеобразовательные учреждения Октябрьского муниципального района и определяет порядок взаимодействия отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, общеобразовательных учреждений, организаций и предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания и (или) поставку продуктов питания, родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам организации питания в общеобразовательных учреждениях района.
Пунктом 1.3. Положения определено, что основной задачей организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях является создание условий, направленных на обеспечение обучающихся рациональным и сбалансированным питанием согласно возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии. Качественное и безопасное питание обучающихся должно быть направлено на предупреждение (профилактику) инфекционных и неинфекционных заболеваний школьников, связанных с фактором питания, пропаганду принципов правильного и полноценного питания.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что организация питания в муниципальном образовательном учреждении является обязанностью исключительно самого образовательного учреждения, поскольку организация горячего питания учащихся непосредственно связана с организацией предоставления образования в образовательном учреждении.
Несостоятельным судебная коллегия считает и довод об отсутствии нарушений прав учащихся, поскольку двухразовое горячее питание в образовательном учреждении, в нарушение положений действующего законодательства не организовано.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие финансирования является необоснованной, поскольку требование о предоставлении горячего питания за счет бюджетных средств муниципального образования прокурором не заявлялось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 08 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий: " ... "
Судьи: " ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.