Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Грымзиной Е.В.
судей: Сергеева С.С., Сукачева Д.Ю.
при секретаре Соловьевой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К к администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области о восстановлении нарушенного права на обеспечение жильем ветерана боевых действий,
по апелляционной жалобе К
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 13 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований К к администрации городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области о восстановлении нарушенного жилищного права путем возложения обязанности на администрацию городского поселения р.п. Октябрьский восстановить К в списке граждан- ветеранов боевых действий нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С., выслушав истца К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с иском к администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления администрации городского поселения р.п. Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " и восстановлении нарушенного права на обеспечение жильем ветерана боевых действий, в обоснование которого указал, что постановлением администрации городского поселения р.п. Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " признано утратившим силу постановление от ДД.ММ.ГГГГ "О включении гр. К в список граждан-ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Считал, оспариваемое постановление незаконным, поскольку оно принято с нарушением установленного законом 30-дневного срока, не содержит основания снятия с учета, как ветерана боевых действий, со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ЖК РФ. Кроме того, квартира, собственником которой является он и его супруга приобретена на кредитные средства и находится в залоге до момента погашения задолженности по кредиту. В связи с вынесением оспариваемого постановления администрация городского поселения р.п. Октябрьский исключила истца из списка нуждающихся в жилище, как ветерана боевых действий, чем нарушила его право на обеспечение жильем по указанному основанию, поэтому полагал, что защита нарушенных прав возможна путем восстановления в жилищных правах с возложением обязанности на ответчика - восстановить в списке граждан - ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При рассмотрении дела истец К исковые требования уточнил, просил восстановить нарушенные жилищные права путем возложения обязанности на администрацию городского поселения р.п. Октябрьский восстановить его в списке граждан - ветеранов боевых действий нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе К оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон "О ветеранах").
Согласно п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Закона "О ветеранах" реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что К является ветераном боевых действий.
Постановлением N " ... " администрации городского поселения р.п. Октябрьский от ДД.ММ.ГГГГ К с составом семьи " ... " человека признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Постановлением N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского поселения р.п.Октябрьский Волгоградской области К составом семьи " ... " человека, включен в льготный список граждан - ветеранов боевых действий в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий под номером " ... ".
Постановлением N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского поселения р.п.Октябрьский Волгоградской области К с составом семьи " ... " человека снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением "адрес", расположенной в "адрес", общей площадью " ... ".
Постановлением N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского поселения р.п.Октябрьский Волгоградской области Постановление N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского поселения р.п.Октябрьский Волгоградской области "О включении К в список граждан - ветеранов боевых действий нуждающихся в улучшении жилищных условий" признано утратившим силу в связи со снятием семьи К с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в городском поселении р.п.Октябрьский на основании Постановления N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ администрации городского поселения р.п.Октябрьский Волгоградской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований К о возложении обязанности на администрацию городского поселения " ... " восстановить его в списке граждан - ветеранов боевых действий нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд пришел к выводу о том, что жилищные права истца не нарушены.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Закон "О ветеранах" одним из видов социальной поддержки ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
При этом ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, реализация жилищных прав истца регулируется положениями Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета депутатов городского поселения р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области " ... " N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ на территории р.п.Октябрьский установлена учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении при обеспеченности менее " ... ". общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
В силу п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что К зарегистрирован в "адрес" расположенной по адресу: "адрес", р. "адрес". На данной жилой площади также зарегистрированы и проживают его мать - К., супруга - К и дочь - К "адрес" квартиры составляет " ... " кв.м. ДД.ММ.ГГГГ К и его супруга К. по договору купли-продажи приобрели в общую долевую собственность в равных долях квартиру общей площадью " ... " кв.м., расположенную по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ собственникам квартиры К и К выданы свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности "адрес" и "адрес".
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Исходя из указанного, обеспеченность истца жилой площадью составляет ( " ... " что превышает установленную в р.п.Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области учетную норму площади жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности в восстановлении его в списке граждан- ветеранов боевых действий не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что квартира площадью " ... "., расположенная по адресу: "адрес". приобретена с использованием заемных средств и является заложенным имуществом, правового значения не имеют, поскольку в силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такойрегистрации.
Материалами дела подтверждается и сторонами по делу не оспаривается, что право собственности на данную жилую площадь зарегистрировано за истцом. Наличие ипотеки не лишает права истца, как собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ветеран боевых действий является нуждающимся в улучшении жилой площади, если на него приходится менее 18 кв.м, основаны на неправильном толковании закона.
В соответствии со ст. 23.2 Закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 указанного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для ветеранов боевых действий.
Таким образом, Закон "О ветеранах" не определяет учетную норму площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а устанавливает норму предоставления площади жилого помещения для ветерана боевых действий исходя из которой производится финансирование из средств бюджета на приобретение жилья.
Ссылка истца в жалобе на иную судебную практику по другим гражданским делам не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку обстоятельства, установленные по спорам между другими лицами, к настоящему делу не относятся и, кроме того, при существующей в Российской Федерации континентальной правовой системе судебный прецедент не является источником права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 13 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К - без удовлетворения.
Председательствующий: " ... "
Судьи: " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.