Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Мун Г.И.,
Судей: Асатиани Д.В., Ивановой Е.В.
при секретаре - Костиной М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор"
на решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 28 июня 2013года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" к П о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Асатиани Д.В., судебная коллегия по гражданским делам,
УСТАНОВИЛА:
Областное государственное казенное учреждение "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" обратился в суд с иском к П о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области в размере " ... "
В обоснование исковых требований указало, что 27 апреля 2010 года водитель Г, управляя автомашиной МАЗ 54329-020, государственный номер " ... " прицеп (полуприцеп) TRAILOR, государственный номер " ... " на основании письменной доверенности, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, и допустил превышение допустимых весовых нагрузок на оси и превышение общей допустимой массы автотранспортных средств. П является собственником автомобиля марки " ... " (сидельный тягач) государственный регистрационный номер " ... " Службой весового контроля Инспекции государственного административнотехнического надзора Костромской области по факту взвешивания зафиксировано в Акте измерения N Ш 582 превышение допустимых весовых параметров при эксплуатации вышеуказанного автотранспортного средства. В адрес П была направлена претензия с требованием перечисления суммы причиненного ущерба ОГКУ "Костромаавтодор" в размере " ... ". Претензия оставлена П без удовлетворения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Областное государственное казенное учреждение "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит решение отменить, ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 4 данного Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Костромской области от 01.04.2010 N100-а введен период временного ограничения движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно ст. 31 названного Закона для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" установлен порядок возмещения вреда.
Согласно п. 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утв. постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года N 934, далее - Правила), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В соответствии с п. 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, П на праве собственности принадлежит автомобиль марки МАЗ-354328-020 (сидельный тягач) государственный регистрационный номер " ... " что подтверждается Свидетельством о регистрации транспортного средства.
Собственником полуприцепа бортового полуприцепа TRAILOR, государственный регистрационный номер " ... " является С, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации транспортного средства.
27 апреля 2010 года водитель Г, управляя автомашиной МАЗ 54329-020, г.н. М 039 УЕ 34, прицеп (полуприцеп) TRAILOR, г.н. ВС 9652 34 на основании простой письменной доверенности, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, и допустил превышение допустимых весовых нагрузок на оси и превышение общей допустимой массы автотранспортных средств, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 года.
Службой весового контроля Инспекции государственного административнотехнического надзора Костромской области по факту взвешивания зафиксировано в Акте измерения N Ш 582 превышение допустимых весовых параметров при эксплуатации вышеуказанного автотранспортного средства.
По данному факту в отношении водителя Г составлен Протокол по делу об административном правонарушении от 27 апреля 2010 года N44ВВ 337428.
Размер платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Костромской области был установлен постановлением администрации Костромской области от 27.02.2007 N 30-а "О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области", действовавшим в период осуществления перевозки тяжеловесных грузов 27 апреля 2010 года.
В адрес собственника транспортного средства П была направлена претензия с требованием перечисления суммы причиненного ущерба ОГКУ "Костромаавтодор" в размере " ... ", которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ОГКУ "Костромаавтодор" суд первой инстанции исходил из того, П не является надлежащим ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами автомобильным дорогам при перевозке тяжеловесных грузов.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда полагает, что выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального права.
Согласно ч.1 ст. 1079 ГК РФ - обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Учитывая указанные положения закона, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в момент составления акта о превышении предельно допустимых нагрузок на ось транспортного средства, его владельцем являлся Г на основании выданных ему собственниками транспортного средства - П и полуприцепа - С доверенностей, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответственность по настоящему делу должна быть возложена на П, как на собственника транспортного средства не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку в силу ч.1 ст. 1079 ГК РФ владельцем источника повышенной опасности 27 апреля 2010 года и лицом, ответственным за причиненный вред, является Г, который управлял транспортным средством на законных основаниях.
Указание в апелляционной жалобе о необоснованности выводов суда и о неверном, по мнению заявителя, применении норм права, не могут быть приняты во внимание, поскольку свидетельствуют об ошибочном толковании закона.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и выводов суда об установленных обстоятельствах, что не может являться основанием для отмены решения суда.
Таким образом, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущены, и постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе - необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ворошиловского районного суда Волгограда от 28 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" -без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна.
Судья Волгоградского областного суда Д.В. Асатиани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.