Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Г.М.,
судей Шиповской Т.А., Федоренко И.В.
при секретаре Чередниченко Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ " " ... "", Министерству Здравоохранения Волгоградской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения здравоохранения " " ... ""
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 29 июля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены,
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав представителя ГУЗ " " ... "" П., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя Министерства Здравоохранения Волгоградской области З., возражавшую против апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ " " ... "" о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Волгоградской области и Комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда по Краснооктябрьскому району проведена проверка соблюдения законодательства в области гражданской обороны в деятельности ГУЗ " " ... "".
По результатам проверки установлено, что в муниципальной собственности Волгограда находится защитное сооружение гражданской обороны N 75, балансодержателем которого является ГУЗ " " ... "" на праве оперативного управления.
В нарушение требований СНиП II-II-77 "Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 13.10.1977 г. N 158, а также Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 защитное сооружение гражданской обороны N 75, расположенное по адресу: "адрес", не готово к приему укрываемых.
Система вентиляции защитного сооружения гражданской обороны неисправна, демонтированы электродвигатели, фильтры-поглотители (ФП-300) требуют замены, освещение имеется не во всех помещениях, система водоснабжения не работает, система канализации отключена, имеющиеся 2 санузла не работают, внутренние помещения находятся в неудовлетворительном состоянии, помещениям требуется ремонт, отдельные помещения замусорены, защитные двери без запорных механизмов, просевшие, необходима замена дверей, нарушена герметичность.
ДД.ММ.ГГГГ по вышеизложенным фактам прокуратурой района в отношении должностного лица МУЗ " " ... "" возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту невыполнения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, по результатам рассмотрения административного материала должностное лицо привлечено к административной ответственности, назначен штраф.
В адрес главного врача МУЗ " " ... "" прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, выявленные в ходе проведения вышеуказанной проверки нарушения не устранены в виду отсутствия денежных средств.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство здравоохранения Волгоградской области, в качестве третьих лиц Министерство Финансов по Волгоградской области, МЧС России по Волгоградской области.
На основании вышеизложенного, просил обязать ГУЗ " " ... "" устранить нарушения действующего законодательства о гражданской обороне, привести защитное сооружение гражданской обороны N75, расположенное по адресу: "адрес", в готовность к приему укрываемых в соответствии с СНиП II-II-77 "Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 13.10.1977 N 158, а также Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУЗ " " ... "" оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
По смыслу статей 1, 2, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно пункта 2 которого, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" в пункте 2.1.37 определено, что защитные сооружения гражданской обороны, находятся в федеральной собственности, их приватизация запрещена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пунктов 1 и 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 359, в случае приватизации предприятий, имеющих на своем балансе, в том числе отдельно стоящие или встроенные убежища гражданской обороны, такие объекты исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. В этом случае с правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309 предусмотрена компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, а также организаций, в отношении объектов гражданской обороны. При этом лишь на организации возложена обязанность по обеспечению сохранности объектов гражданской обороны, принятию мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 10).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
Согласно пунктам 1.4, 3.4.4 Правил N 583 для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.
При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.
Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых.
Требования к содержанию защитных сооружений гражданской обороны установлены СНиП II-II-77 "Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 года N 158.
Как установлено судом апелляционной инстанции и усматривается из материалов дела, защитное сооружение гражданской обороны N 75 находится в государственной собственности Волгоградской области и располагается на территории ГУЗ " " ... "" по адресу: "адрес".
Договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ года, движимое и недвижимое имущество передано на праве оперативного управления ГУЗ " " ... "".
В соответствии с пунктом " ... " Договора от ДД.ММ.ГГГГ учреждение обязуется эффективно использовать закрепленное на праве оперативного управления имущество; обеспечивать сохранность и использование закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества строго по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния закрепленного на праве оперативного управления имущества, за исключением случаев, связанных с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации; осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного за учреждением имущества. При этом не подлежат возмещению любые произведенные улучшения закрепленного на праве оперативного управления имущества; осуществлять учет износа имущества, передаваемого в оперативное управление. При этом имущество, вновь приобретенное взамен описанного (в том числе в связи с износом), включается в состав имущества, переданного в оперативное управление, на основании сметы расходов. Списанное имущество (в том числе в связи с износом) исключается из состава имущества, переданного в оперативное управление, на основании акта списания. Включение и исключение из состава имущества, переданного в оперативное управление, оформляется дополнением к акту приема-передачи.
Проведенной проверкой ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Волгоградской области с выходом на место установлено, что в нарушение требований СНиП П-П-77 "Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 13.10.1977 года N 158, а также Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 года N 583 защитное сооружения гражданской обороны N 75, расположенное по адресу: "адрес" не готово к приему укрываемых: система вентиляции защитного сооружения гражданской обороны неисправна, демонтированы электродвигатели, фильтры-поглотители (ФП-300) требуют замены, освещение имеется не во всех помещениях, система водоснабжения не работает, система канализации отключена, имеющиеся 2 санузла не работают, внутренние помещения находятся в неудовлетворительном состоянии, помещениям требуется ремонт, отдельные помещения замусорены, защитные двери без запорных механизмов, просевшие, необходима замена дверей, нарушена герметичность.
Постановлением мирового судьи судебного участка N141 Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ГУЗ " " ... "" К. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ - невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
По результатам проведенной проверки в адрес главного врача МУЗ " " ... "" прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений. До настоящего времени выявленные в ходе проведения вышеуказанной проверки нарушения не устранены в виду отсутствия денежных средств.
Учитывая, что МУЗ " " ... "" не исполняет обязанности по принятию мер по поддержанию сооружений гражданской обороны в постоянной готовности к их использованию по предназначению, возложенные на больницу договором от 12.01.1995 года, то обязанность по устранению нарушений законодательства о гражданской обороне, выявленных в ходе проверки, проведенной 25 мая 2012 года, должна быть исполнена МУЗ " " ... "".
Доводы апелляционной жалобы о реорганизации учреждения из муниципального в государственное, в связи с чем договора, заключенные с Муниципальным учреждением здравоохранения утратили свою силу, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с частью 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, реорганизация учреждения не влияет на обязательства ГУЗ " " ... "" в отношении имущества, переданного по договору оперативного управления.
Кроме того, нахождение бомбоубежища в оперативном управление ГУЗ " " ... "" подтверждается и иными материалами дела, а именно свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления бомбоубежища по адресу: "адрес", регистрационная запись N " ... ", выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.121).
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, указанным доводам дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, с которыми судебная коллегия согласна.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 29 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения здравоохранения " " ... "" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.