Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Марковой М.В., Чернышовой Н.Э.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области: Зязиной В.И.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Маслова В.С. на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 17.07.2013, которым в отношении Маслова В.С., "ДАТА" года рождения, уроженца "адрес", установлен административный надзор сроком на 6 (шесть) лет и административные ограничения в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Маслова В.С., с 23 часов вечера до 06 часов утра; обязательной явки два раза в месяц в дни, установленные ОМВД, в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации; запрещения посещения предприятий общественного питания с целью распития спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислен со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания, с зачетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"ДАТА" приговором Вологодского городского суда Вологодской области (с учетом постановления Шекснинского районного суда Вологодской области от "ДАТА") Маслов В.С. осужден по ... Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы сроком на ... года ... месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбытия наказания - "ДАТА".
Маслов В.С. совершил преступление, которое в соответствии с уголовным законом отнесено к категории тяжких, совершено при опасном рецидиве, так как Маслов В.С. ранее "ДАТА" был осужден за совершение тяжкого преступления, судимость не погашена.
14.06.2013 начальник Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 17" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее ФКУ ИК - 17 УФСИН России по Вологодской области) обратился в суд с заявлением, в котором просил установить в отношении осужденного Маслова В.С. административный надзор сроком на 6 лет.
Кроме того, просил установить Маслову В.С. административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, устанавливаемых ОВД, обязательной явки четыре раза в месяц в ОВД по месту жительства, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Маслова В.С. в определенное время суток.
В судебном заседании представитель заявителя ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области Матвеенко О.Ф. заявленные требования поддержала.
Заинтересованное лицо Маслов В.С. в судебном заседании с установлением в отношении него административного надзора согласился частично. Пояснил, что срок административного надзора считает чрезмерно большим.
Помощник прокурора Шекснинского района Дюжакова О.С. полагала, что заявление основано на законе и поэтому подлежит удовлетворению.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Маслов В.С. возражает против установления в отношении него административного ограничения в виде запрета пребывать вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 23 часов вечера до 6 часов утра. Кроме того указывает на недостоверность сведений, содержащихся в характеристике с места отбытия наказания и в справке о поощрениях и взысканиях.
В возражениях на жалобу помощник прокурора Шекснинского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В то же время часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как следует из материалов дела Маслов В.С. ранее судим за совершение в том числе и тяжкого преступления, отбывал наказание в виде реального лишения свободы. "ДАТА" вновь осужден за совершение тяжкого преступления к ... годам ... месяцам лишения свободы, в его действиях имеется опасный рецидив преступлений, что установлено приговором Вологодского городского суда Вологодской области. За время отбывания наказания осужденный зарекомендовал себя с отрицательной стороны: допустил 12 нарушений режима содержания, не имеет поощрений.
"ДАТА" Маслов В.С. освобожден по отбытию срока наказания.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
При этом в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах либо до момента погашения судимости), исчисляемый соответственно со дня постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел либо со дня вступления решения суда об установлении или продлении административного надзора в законную силу.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (часть 3 статьи 4 Закона N 64-ФЗ).
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Учитывая положения Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также то, что Маслов В.С. согласно части 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации был осужден за совершение тяжкого преступления в отношении несовершеннолетнего, срок погашения судимости за которое, установленный подпунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время совершения деяния) составляет шесть лет после отбытия наказания, и на момент рассмотрения дела судимость Маслова В.С. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор ему сроком на 6 лет и административные ограничения на период надзора в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания Маслова В.С., с 23 часов вечера до 06 часов утра; обязательной явки два раза в месяц в дни, установленные ОМВД, в орган внутренних дел по месту жительства или по месту пребывания для регистрации; запрещения посещения предприятий общественного питания с целью распития спиртных напитков.
При этом суд правомерно исходил из того, что Маслов В.С. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 3 названного Закона (особо опасный рецидив преступлений).
При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие Маслова В.С. данные.
Введенный законодателем административный надзор устанавливает контроль за поведением осужденного уже после отбытия им наказания по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий. Установление административного надзора в отношении Маслова В.С. на срок до погашения судимости соответствует требованиям статьи 5 Федерального закона и отвечает задачам административного надзора.
Данное положение подтверждено и в определении Конституционного суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 597-О-О, в котором Конституционный суд отмечает, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
На основании статьи 10 указанного Закона, Маслов В.С., как поднадзорное лицо, в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Доводы Маслова В.С., изложенные в апелляционной жалобе, по сути, сводятся к несогласию с представленными в отношении него заявителем характеризующими данными с места отбытия наказания и справкой о поощрениях и взысканиях, что не может повлечь отмену состоявшегося судебного постановления, поскольку указанные документы были составлены на основании данных, имеющихся в материалах личного дела осужденного.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены в полном объеме, нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 17.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Маслова В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: М.В.Маркова
Н.Э.Чернышова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.