Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Игошевой Г.Н.,
при секретаре Тарабукиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Дубова С. Ю. на решение Шекснинского районного суда от 06 августа 2013 года, которым в отношении Дубова С. Ю., "ДАТА" года рождения, уроженца ... , установлен административный надзор на срок 03 года, административные ограничения: два раза в месяц в дни, установленные ОМВД, являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания, с 23 часов вечера до 06 часов утра ежедневно, за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей в ночное время, запрещение помещения ресторанов и кафе с целью распития спиртных напитков.
Установлено исчислять срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором ... суда от "ДАТА" Дубов С.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ... Уголовного кодекса Российской Федерации, подвергнут наказанию в виде лишения свободы сроком на ... с отбыванием в ... Обстоятельством, отягчающим наказание Дубову С.Ю., судом признан особо опасный рецидив преступлений.
Постановлением ... суда от "ДАТА" приговор ... суда от "ДАТА" изменен, действия Дубова С.Ю. переквалифицированы с особо опасного рецидива на рецидив преступлений, вид исправительного учреждения изменен с ... на ... Установлено считать Дубова С.Ю. осужденным по ... Уголовного кодекса Российской Федерации к ... лишения свободы с отбыванием наказания в ... В остальной части приговор оставлен без изменения.
Конец срока отбытия наказания - "ДАТА".
ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области 08 июля 2013 года обратилось в суд с заявлением об установлении в отношении Дубова С.Ю. административного надзора. В обоснование указало, что Дубов С.Ю. имеет неустойчивую социальную установку на исправление, "ДАТА" он признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Учреждение просило установить в отношении Дубова С.Ю. административный надзор на срок 8 лет до "ДАТА" и административные ограничения: обязательную явку 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, запрещение пребывания в определенных местах, устанавливаемых ОВД, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в определенное время суток.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Матвеенко О.Ф. требования поддержала.
Заинтересованное лицо Дубов С.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, указал, что установление административного надзора и ряда ограничений нарушает его конституционные права. Также указал на наличие у него заболеваний.
Участвующий в деле прокурор Дюжакова О.С. в судебном заседании просила установить в отношении Дубова С.Ю. административный надзор сроком на три года.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Дубов С.Ю., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит решение суда отменить. Указывает, что не является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в силу состояния здоровья не сможет соблюдать установленные ограничения. Также указал на погашение судимости и, как следствие, отсутствие в его действиях рецидива преступлений.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Дюжакова О.С. просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, приходит к следующему.
Разрешая заявление об установлении административного надзора суд установил, что согласно документам, представленным начальником ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области Дубов С.Ю. осужден за совершение особо тяжкого преступления при рецидиве преступлений, подлежит освобождению из мест лишения свободы по отбытию срока наказания - "ДАТА".
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64- ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1) либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (пункт 2).
Согласно статье 4 вышеназванного Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент вступления приговора в законную силу) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
На основании статьи 6 данного Федерального закона административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Удовлетворяя заявление исправительного учреждения, суд первой инстанции, правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального и процессуального права и сделал правильный вывод о наличии правовых оснований для установления в отношении Дубова С.Ю. административного надзора сроком на три года, установив на этот период, предусмотренные законом ограничения. При этом суд исходил из того, что Дубов С.Ю. является лицом, к которому должны быть применены меры административного надзора, так как он был осужден приговором суда за совершение особо тяжкого преступления при наличии рецидива преступлений, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Суд также принял во внимание характеристику Дубова С.Ю., имеющего неустойчивую социальную установку на исправление.
Срок административного надзора и порядок его исчисления судом установлены правильно.
Решение суда соответствует правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума от 27 июня 2013 года N22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", согласно которому, решая вопрос об установлении административного надзора за лицом, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона N64-ФЗ, признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, необходимо учитывать, что пункт 1 части 3 статьи 3 Закона связывает возможность установления административного надзора только с фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания независимо от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим не имеет значения, считается ли лицо на время рассмотрения дела об административном надзоре имеющим дисциплинарное взыскание либо не имеющим его в соответствии с частью 8 статьи 117 УИК Российской Федерации.
Установленные судом административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", чрезмерными не являются и способствуют предупреждению совершения Дубовым С.Ю. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Довод апелляционной жалобы Дубова С.Ю. относительно того, что применение к нему административного надзора противоречит Конституции Российской Федерации, является мерой наказания за деяния, в отношении которых он уже понес наказание, не может повлечь отмену решения суда, поскольку основан на неверном толковании положений Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Поэтому ограничения, установленные Федеральным законом N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, в данном случае в отношении Дубова С.Ю. Это означает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, в связи с чем, устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления.
Необоснованным является также довод жалобы о невозможности установления административного надзора в связи с наличием у Дубова С.Ю. ряда заболеваний, в том числе ... , поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены Федеральным законом N64-ФЗ в качестве исключающих применение данной меры. Однако судом при установлении конкретных административных ограничений они были учтены.
Доводы подателя жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований заявитель суду представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шекснинского районного суда от 06 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дубова С. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: Л.М. Слепухин
Г.Н. Игошева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.