Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Громовой И.И. на решение Устюженского районного суда Вологодской области от 29 августа 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Громовой И.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по включению в стаж работы в районах Крайнего Севера отпусков по уходу за ребенком до полутора лет и назначению досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за ней отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Горбачёвой С.А., действующей по доверенности ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области N ... от "ДАТА" Громовой И.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.
На 16 июля 2013 года общий страховой стаж Громовой И.И. определен пенсионным органом в 25 лет 4 месяца 4 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера в 6 лет 6 месяцев 19 дней.
При этом в стаж работы в районах Крайнего Севера Громовой И.И. не включены периоды отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 12 мая 1995 года по 20 июня 1996 года (1 год 1 месяц 9 дней) и отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с 21 июня 1996 года по 20 декабря 1997 (1 год 6 месяцев 0 дней).
Громова И.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области о назначении пенсии.
Ссылаясь на статью 19, часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, просила признать недействительным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области N ... от "ДАТА", обязать ответчика зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 12 мая 1995 года по 20 июня 1996 года и отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет с 21 июня 1996 года по 20 декабря 1997года, назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган.
В судебном заседании Громова И.И. заявленные требования поддержала.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области Сердцелюбова О.А. полагала, что оснований для удовлетворения требований истицы не имеется, так как время нахождения в отпуске по уходу за ребенком не входит в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Громовой И.И. поставлен вопрос об отмене решения по мотиву нарушения судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик указывает на законность решения суда, просит судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что оснований для её удовлетворения нет.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска Громовой И.И. о признании недействительным решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области N ... от "ДАТА" включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 12 мая 1995 года по 20 декабря 1997 года, суд исходил из того, что указанный период имел место после 06 октября 1992 года, то есть, после даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии не предусмотрено, как не предусмотрено это и положениями пункта 5 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
Норма трудового законодательства, которая предусматривала включение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет, была установлена статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР.
С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
Из материалов дела следует, что Громова И.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 12 мая 1995 года по 20 декабря 1997 года.
При таком положении, учитывая, что период отпуска Громовой И.И. по уходу за ребенком имел место после 06 октября 1992 года, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения истице в стаж работы в районах Крайнего Севера указанного спорного периода.
Доводы Громовой И.И., изложенные в апелляционной жалобе, относительно того, что трудовых отношений с работодателем она не прерывала, получала пособие по уходу за ребенком, и постоянно проживала на территории Крайнего Севера, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Учитывая, что стаж работы в районах Крайнего Севера Громовой И.И., составил менее 7 лет 6 месяцев, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Устюженского районного суда Вологодской области от 29 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Громовой И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В.Образцов
Судьи: В.Н.Белякова
Л.В.Белозерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.