Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Игошевой Г.Н., Слепухина Л.М.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" Кокорева А.В. на решение Сокольского районного суда от 27 августа 2013 года, которым действия муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы", выразившиеся в навязывании гражданам-потребителям коммунальных услуг дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета, признаны незаконными.
На муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные системы" возложена обязанность не допускать обуславливания принятия на коммерческий учет (в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета их обязательным платным опломбированием.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" Кокорева А.В., прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации города Сокола от 19 февраля 2010 года N ... создано муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные системы" (далее МУП "Коммунальные системы") (л.д.9).
МУП "Коммунальные системы", являясь ресурсоснабжающей организацией, оказывает услуги водоснабжения жилых домов (жилого дома) "адрес" из центральной системы коммунального водоснабжения и осуществляет прием сточных вод в систему коммунальной канализации.
26 сентября 2012 года директором МУП "Коммунальные системы" С.А. утверждена калькуляция на работы по допуску прибора учета воды в эксплуатацию (опломбировка), в соответствии с которой определена стоимость опломбировки одного счетчика - ... рублей, двух - ... рублей, трех - ... рублей, четырех - ... рубля, пяти - ... рубль, шести - ... рублей (л.д.58).
12 апреля 2013 года Сокольский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к МУП "Коммунальные системы" о признании действий, связанных с оказанием платной услуги по опломбированию учета незаконными и возложении на МУП "Коммунальные системы" обязанности не допускать обуславливания принятия в эксплуатацию индивидуальных приборов учета их платным опломбированием.
В обоснование требований указал, что на основании данной калькуляции ответчик оказывает населению дополнительную платную услугу по опломбировке счетчиков. Вместе с тем, обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет действующим законодательством не предусмотрена. Требуя с потребителей оплату работ по опломбированию приборов учета, МУП "Коммунальные системы" тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, нарушая требования пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". Учитывая, что принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, включая их опломбирование МУП "Коммунальные системы" производит в силу возложенных на него обязанностей, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий должно быть возложено на данное предприятие.
Просил признать незаконными действия МУП "Коммунальные системы", выразившиеся в навязывании гражданам - потребителям коммунальных услуг дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета; обязать МУП "Коммунальные системы" не допускать обуславливания принятия на коммерческий учет (в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета их обязательным платным опломбированием.
Определением суда от 27 мая 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация города Сокола и Региональная энергетическая комиссия Вологодской области (л.д.90).
Определением суда от 28 июня 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Сокольского муниципального района Вологодской области (л.д.198).
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика МУП "Коммунальные системы" по доверенности Золотина О.В. иск не признала. В возражении указала, что между управляющими компаниями ... и МУП "Коммунальные системы" заключены договоры на водоснабжение и водоотведение, по условиям которых ресурсоснабжающая организация поставляет коммунальный ресурс (холодная и горячая вода) в многоквартирные дома "адрес" и несет ответственность за его качество, эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей до границы эксплуатационной ответственности, то есть до наружной стены многоквартирного дома. Управляющим компаниям ... предоставлено право начисления и сбора платы за коммунальные услуги. Поставку коммунального ресурса от наружной стены многоквартирного дома непосредственно жителям домов и ответственность за содержание водопроводных и канализационных сетей в домах производят управляющие компании. Приборы учета воды, сточных вод опломбируются организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и (или) водоотведение, без взимания платы с абонента, за исключением повторного опломбирования. Жители многоквартирных домов самостоятельно обращаются в МУП "Коммунальные системы" за оказанием услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета. Правом на обращение в другое специализированное предприятие или организацию потребители не ограничены. Проведение работ по опломбированию индивидуальных приборов учета является материально затратным для МУП "Коммунальные системы". Потребители, установившие индивидуальные приборы учета, обязаны за счет собственных средств обеспечить надлежащий учет получаемого ресурса путем надлежащей эксплуатации средств измерений, в том числе опломбирования по месту установки прибора.
Представители третьих лиц администрации города Сокола и Региональной энергетической комиссии Вологодской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрация Сокольского муниципального района Вологодской области, третье лицо Попова Л.В. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МУП "Коммунальные системы" Кокорев А.В., ссылаясь на доводы аналогичные доводам, приведенным в отзыве на исковое заявление, ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Попова Л.В. выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Сокольского межрайонного прокурора Попова Е.Б. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В дополнениях к апелляционной жалобе МУП "Коммунальные системы" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора в части. Признать неправомерными действия МУП "Коммунальные системы", выразившиеся в навязывании гражданам-потребителям коммунальных услуг дополнительной платной услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета в индивидуальных жилых домах и многоквартирных домах при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме в период с 01 января 2013 года по 30 октября 2013 года.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Уставом МУП "Коммунальные системы" осуществляет, в том числе следующие виды деятельности: очистка природной воды, подача ее в городскую коммунальную водопроводную сеть и реализация среди различных групп потребителей; производство, приобретение, передача, распределение и реализация тепловой энергии в виде пара и горячей воды; обеспечение тепловой энергией и горячей водой потребителей, заключивших договор на отпуск тепловой энергии и горячее водоснабжение; прием бытовых стоков и сточных вод в коммунальную канализационную сеть города от различных групп абонентов, отвод стоков на городские очистные сооружения бытовой канализации, последующая очистка и сброс в водоем; эксплуатация и поддержание в надлежащем техническом состоянии находящихся на балансе предприятия сетей питьевого водопровода, бытовой канализации, тепловых сетей, болейлерных установок, центральных и индивидуальных тепловых пунктов, а также сооружений по очистке питьевой воды, бытовых стоков города; сбор платы с населения и платежей с предприятий, организаций, учреждений за поставленную тепловую энергию, питьевую воду, горячее водоснабжение и канализацию (л.д.11-12).
В рамках исполнения обязательств по договорам на отпуск питьевой воды и прием сточных вод МУП "Коммунальные системы" отказывает населению дополнительную платную услугу по опломбировке приборов учета.
Признавая такие действия МУП "Коммунальные системы" незаконными и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет действующим законодательством не предусмотрена, и, требуя с потребителей оплату работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, нарушая требования пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда и находит их правильными.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
Вместе с тем, порядка обеспечения приборами учета в данной норме не содержится, поэтому оснований для ее расширительного толкования в пользу платного опломбирования указанных приборов, не имеется.
В этой связи, отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг с 01 сентября 2012 года регламентируется принятыми в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, которые, в свою очередь, не регламентируют вопросы установки индивидуальных приборов учета, а также не устанавливают условия о том, за чей счет она должна производиться.
Согласно подпункту "у" пункта 31 Правил исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Положения подпункта "г" пункта 50, подпунктов "в, г" пункта 52, подпункта "д" пункта 53 Правил также не предъявляют к потребителю требований по производству опломбировки прибора учета за свой счет. Из положений частей 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации также не следует, что указанная услуга оказывается за счет потребителя.
Кроме того, частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Принимая во внимание, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, включающее их опломбирование, ответчик производит в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации для исполнения своей обязанности по расчету размера платы за коммунальные услуги, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, то именно ответчик должен нести бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий. Потребность потребителя в опломбировании фактически отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Поскольку понуждение к заключению договора, равно как и обуславливание приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) не допускается действующим законодательством, то МУП "Коммунальные системы", требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию приборов учета, тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает регистрацию приборов учета дополнительной платной услугой.
Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не содержат оснований для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда от 27 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" Кокорева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: Г.Н. Игошева
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.