Судья Вологодского областного суда Мальцева Е.Г. при секретаре Журавлевой В.А., рассмотрев жалобу Чулиева А.Х.У. на постановление судьи Вожегодского районного суда Вологодской области от 18.10.2013, которым
Чулиев А.Х.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации;
до административного выдворения за пределы Российской Федерации Чулиев А.Х.У. помещен в казенное учреждение Вологодской области "Центр содержания иностранных граждан": "адрес",
УСТАНОВИЛА:
согласно протоколу об административном правонарушении от "ДАТА", составленному начальником территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Вологодской области в Вожегодском районе Сморчковой О.С., "ДАТА" в ... часов ... минут на строительном объекте по адресу: "адрес" выявлен гражданин ... Чулиев А.Х., не выехавший за пределы Российской Федерации по истечении срока пребывания до "ДАТА".
Действия Чулиева А.Х. квалифицированы по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании Чулиев А.Х. факт правонарушения признал.
Судьей вынесено приведенное постановление.
В жалобе Чулиевым А.Х. поставлен вопрос об отмене вынесенного постановления в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Чулиева А.Х., представителя Управления УФМС Крайневу Н.В., прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда установив, что Чулиев А.Х. нарушил срок временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, а именно, уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, пришел к выводу о квалификации действий (бездействия) Чулиева А.Х. по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Между тем с таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Административная ответственность по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, гражданину Узбекистана Чулиеву А.Х. вменяется нарушение части 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - уклонение от выезда из Российской Федерации по окончании срока действия патента серия N ... от "ДАТА".
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 5 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан, если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, срок его временного пребывания в Российской Федерации не может превышать девяносто суток.
В виде исключения из этого правила частью 5 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче ему разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьями 13.1, 13.2 или 13.3 данного Закона.
В силу части 5 статьи 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан патент выдается на срок от одного до трех месяцев и этот срок может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня его выдачи. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан, исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученные от осуществления такой деятельности, в виде фиксированных авансовых платежей в размере ... рублей в месяц.
Частью 9 статьи 13.3 Закона о правовом положении иностранных граждан установлено, что в случае, если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации свыше установленного в статье 5 настоящего Закона срока временного пребывания и срок действия имеющегося у него патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента. В течение указанных пятнадцати дней данный иностранный гражданин считается законно находящимся на территории Российской Федерации.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Таким образом, судьей районного суда дана неверная юридическая оценка содеянному и сделан ошибочный вывод о наличии в действиях Чулиева А.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, поскольку действия Чулиева А.Х. подлежали квалификации по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, возможно при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения (пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Вместе с тем переквалификация действий Чулиева А.Х. с части 1 статьи 18.8 КоАП РФ на часть 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ невозможна, поскольку санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает более строгое административное наказание по сравнению с санкцией части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, предусматривающей возможность назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации или без такового.
Кроме того, из представленных документов усматривается, что на момент составления протокола об административном правонарушении патент заявителя был оплачен по "ДАТА" (л.д. 7), но в силу вышеназванных норм, его пребывание на территории Российской Федерации являлось законным в течение 15 дней со дня истечения срока действия патента.
Таким образом, по состоянию на "ДАТА" Чулиев А.Х. законно находился на территории Российской Федерации.
Иных нарушений, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, материалы дела не содержат и в вину Чулиева А.Х не вменялись.
При таких обстоятельствах постановление судьи Вожегодского районного суда Вологодской области от 18.10.2013, вынесенное в отношении Чулиева А.Х., подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
постановление судьи Вожегодского районного суда Вологодской области от 18.10.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чулиева А.Х.У. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Чулиева А.Х.У. освободить от содержания в казенном учреждении Вологодской области "Центр содержания иностранных граждан".
Судья
Вологодского областного суда Е.Г. Мальцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.