судебная коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Веретенниковой М.В.,
судей Иванцовой Г.В., Родовниченко С.Г.,
при секретаре Федосовой Е.В.,-
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Иванцовой Г.В.
гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области к Дорофееву ЮБ об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
по встречному иску Дорофеева Ю.Б. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о признании права собственности Российской Федерации на лесной участок отсутствующим,
по апелляционной жалобе Дорофеева ЮБ
на решение Рамонского районного суда Воронежской области от 15 мая 2013 года
(судья райсуда Бородкин С.А.),
УСТАНОВИЛА:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области обратилось с иском к Дорофееву Ю.Б. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения. В обоснование иска указало, что в соответствии с выпиской из ЕГРП земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: ... , принадлежит на праве собственности Дорофееву Ю.Б. Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок по адресу: ... Данный участок площадью ... га относится к землям лесного фонда, леса 1 группы - категория защищенности - лесопарковые части зеленых зон. Спорный земельный участок полностью входит в границы земель лесного фонда, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано на спорный земельный участок ранее, чем ответчиком. Расположение данного земельного участка на землях лесного фонда подтверждается лесоустроительными материалами. Указанный земельный участок выбыл из владения Российской Федерации помимо ее воли и без ее ведома. Ни Лесным кодексом РФ, ни Земельным кодексом РФ не предусмотрено право частной собственности на участки лесного фонда. Согласно п.2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области просило истребовать из незаконного владения Дорофеева Ю.Б. в собственность Российской Федерации земельный участок площадью ... кв. метров с кадастровым номером ... с присвоенным адресом: ...
Не согласившись с заявленным иском, Дорофеев Ю.Б. предъявил встречные требования к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области о признании права собственности Российской Федерации на лесной участок отсутствующим ввиду невозможности определения конкретных границ земель лесного фонда и земель иных категорий, а также отсутствия в деле надлежаще оформленных материалов лесоустройства. По мнению истца по встречному иску, свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области 06 октября 2008 года, без материалов лесоустройства также не может свидетельствовать о принадлежности спорного земельного участка Российской Федерации, поскольку на момент регистрации права собственности лесному участку был присвоен условный кадастровый номер. Кроме того, в настоящее время практически все составляющие части лесного участка, указанного в Свидетельстве от 06 октября 2008 года, поставлены на кадастровый учет как отдельные объекты недвижимости, однако при математическом подсчете сумма площадей участков поставленных на кадастровый учет и расположенных по адресу, указанному в Свидетельстве от 06 октября 2008 года, составляет ... га, что на ... га превышает площадь, указанную в Свидетельстве от 06 октября 2008 года. То есть произошло необоснованное увеличение площади лесного участка.
Поскольку, при регистрации права собственности Российской Федерации в регистрирующий орган, как считает истец, не были предоставлены необходимые документы, подтверждающие право собственности именно на спорный участок в той площади и в тех границах, на который выдано Свидетельство о праве собственности, то право собственности на лесной участок площадью ... га зарегистрировано с нарушением закона. В то время как, правоустанавливающие документы на земельный участок его, Дорофеева Ю.Б., ни кем в судебном порядке оспорены не были.
Дорофеев Ю.Б. просил признать право собственности Российской Федерации на лесной участок, расположенный по адресу: ... площадью ... га отсутствующим.
Решением Рамонского районного суда Воронежской области от 15 мая 2013 года исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области к Дорофееву ЮБ об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения удовлетворены.
В удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционной жалобе Дорофеев ЮБ просит решение Рамонского районного суда Воронежской области от 15 мая 2013 года отменить и удовлетворить встречный иск, отказав, соответственно, в удовлетворении первоначального иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст.8 Лесного кодекса РФ).
Согласно п.6 ст. 47 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В силу статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 4.4 этого же Закона определено, что в случае, если до 01.01.2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.12.2005 года N ... за Российской Федерацией ранее было зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда площадью ... га, расположенный по адресу: ... (запись регистрации N ... (т. 2, л.д. 107). После принятия Лесного кодекса РФ площадь участка лесного фонда была уточнена и составила ... га, он был перерегистрирован под условным номером ... как лесной участок земель лесного фонда 1 группы - категория защищенности - лесопарковые части зеленых зон (запись регистрации в ЕГРП от 06.10.2008 года), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.10.2008 N ... (т. 1, л.д. 17).
Решением Рамонского районного суда Воронежской области от 15.05.2009 года на Управление Роснедвижимости по Воронежской области была возложена обязанность утвердить форму описания уточнения границ кадастровых кварталов ... и ... с учетом описания уточнения границ этих кадастровых кварталов, выполненных ООО "Базис". Этим же судебным актом на Управление Роснедвижимости по Воронежской области была возложена обязанность по обеспечению внесения уточненных координат поворотных точек границ кадастровых кварталов в государственный кадастр недвижимости. В целях исполнения данного решения суда Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области был издан приказ N ... от 04.06.2009 года, на основании которого в государственный кадастр недвижимости были внесены уточнённые координаты поворотных точек границ кадастрового квартала ... (т. 2, л.д. 7-9). В результате этого произошло наложение границ земель Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области на границы лесного участка (условный номер ... ).
Определением Воронежского областного суда от 08.04.2010 года решение Рамонского районного суда Воронежской области от 15.05.2009 года было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. Решением Рамонского районного суда Воронежской области от 22.10.2010 года в удовлетворении исковых требований о возложении на Управление Роснедвижимости по Воронежской области обязанностей утвердить форму описания уточнения границ кадастровых кварталов ... и ... с учетом описания уточнения границ этих кадастровых кварталов, выполненных ООО "Базис", а также по обеспечению внесения уточнённых координат поворотных точек границ кадастровых кварталов в государственный кадастр недвижимости было отказано. Определением Рамонского районного суда Воронежской области от 22 августа 2012 года, вступившим в законную силу, в порядке поворота исполнения решения Рамонского районного суда Воронежской области от 15 мая 2009 г. на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области была возложена обязанность отменить приказ N ... от 04.06.2009 года, а на ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра" - обязанность восстановить ранее существовавшие координаты поворотных точек границ кадастрового квартала ... по состоянию на 03.06.2009 года (т. 2, л.д. 103-106).
На основании Постановления главы Яменской сельской администрации N ... от 01.11.1995 года ответчику Дорофееву Ю.Б. был выделен в собственность земельный участок площадью ... га, расположенный по адресу: ... , что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии ... N ... от 11.12.1995 года (т. 1, л.д. 118-119).
В указанном свидетельстве в качестве приложения отсутствует план предоставленного ответчику земельного участка с описанием его смежеств, что делает невозможным определение конкретного местоположения земельного участка Дорофеева Ю.Б. согласно этому документу. К тому же, Постановление N ... от 01.11.1995 года принято Главой Яменской сельской администрации в целях регулирования земельных отношений на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 года "О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России". В тексте названного Постановления отсутствуют правовые основания получения (выделения, предоставления, приобретения и др.) ранее Дорофеевым Ю.Б. на каком-либо праве спорного земельного участка, последний никаких доказательств суду по этому поводу не представил.
30.07.2009 года Дорофеев Ю.Б. поставил на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: ... , и ему был присвоен кадастровый номер ... (т. 1, л.д. 13-14, 120-121). Согласно кадастровому паспорту названного земельного участка он относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под строительство жилого дома.
16.08.2010 года Дорофеев Ю.Б. зарегистрировал право собственности на спорный участок, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N ... (т. 1, л.д. 9).
Регистрация права собственности ответчика на участок была произведена на основании названного выше свидетельства на право собственности на землю, кадастрового паспорта и справки администрации Яменского сельского поселения от 05.08.2010 года, согласно которой Дорофееву Ю.Б. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ... (бывший адрес: ... ) (т. 1, л.д. 122). Указанная регистрация стала возможна только в связи с изменением границ кадастрового квартала на основании решения Рамонского районного суда от 15.05.2009 года, впоследствии отмененного вышестоящей судебной инстанцией.
При рассмотрении дела назначалась судебная экспертиза. Согласно экспертному заключению N ... от 11.03.2013 года земельный участок Дорофеева Ю.Б. площадью ... кв. метров, расположенный по адресу: ... , полностью накладывается на земельный участок, принадлежащий Российской Федерации и являющийся землями лесного фонда (т. 1, л.д. 217-229).
Судом дана надлежащая оценка данному экспертному заключению применительно к требованиям ст.ст. 67, 86 ГПК РФ с учетом иных доказательств по делу.
Суд в решении подробно описал, на каких материалах лесоустройства сделано данное заключение, и у судебной коллегии нет оснований для переоценки выводов суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе заявителя. Никаких нарушений процессуального законодательства при этом судом не допущено.
Вывод суда о том, что в период с 1967 по 2003 годы границы участка лесного фонда в районе расположения участка ответчика не менялись, - соответствует обстоятельствам дела, также как и утверждение того факта, что земельный участок Дорофеева Ю.Б. в границы населенного пункта не входил, поскольку границы Яменского сельского поселения в установленном порядке не менялись. В натуре земельный участок Дорофеева Ю.Б. ограждения не имеет и не визуализируется.
Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (ст. 84 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект генерального плана поселения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Министерством регионального развития Российской Федерации) в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
По смыслу положений Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" полномочиями по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий обладает Правительство Российской Федерации.
Судебная коллегия также находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что имеющиеся у Дорофеева Ю.Б. правоустанавливающие документы - постановление главы Яменской сельской администрации N ... от 01.11.1995 года и свидетельство на право собственности на землю серии ... N ... от 11.12.1995 года - не подтверждают его право на земельный участок с кадастровым номером ... , ввиду отсутствия описания конкретных границ и несовпадения адреса. Спорный земельный участок Дорофееву Ю.Б. на законных основаниях не мог быть предоставлен в частную собственность, поскольку входил и входит в земли лесного фонда, как правильно отметил суд первой инстанции.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, что земельный участок с кадастровым номером ... и с присвоенным ему адресом: ... , выбыл из владения Российской Федерации помимо воли его собственника, является полностью обоснованным.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
На основании пункта 2 статьи 302 ГК РФ, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Суд первой инстанции обоснованно истребовал из незаконного владения Дорофеева Ю.Б. в собственность Российской Федерации земельный участок площадью ... га с кадастровым номером ... с присвоенным ему адресом: ...
Встречный иск Дорофеева Ю.Б. о признании права собственности Российской Федерации на лесной участок отсутствующим, по выше указанным основаниям, правомерно отклонен районным судом.
Доводы как встречного иска, так и впоследствии апелляционной жалобы Дорофеева Ю.Б. со ссылкой, якобы, на ненадлежащее оформление материалов лесоустройства, которые были положены в основу заключения эксперта о нахождении его земельного участка на участке лесного фонда, опровергаются материалами дела, подробно исследованными судом в решении.
Доказательств, порочащих регистрацию права на лесной участок, Дорофеев Ю.Б. суду не представил. Напротив, суд установил, что государственная регистрация права на спорный лесной участок была произведена на основании заявления уполномоченного лица, плана участка и его таксационного описания и на законных основаниях.
Доводы апелляционной жалобы Дорофеева Ю.Б. аналогичны мотивам обращения его со встречным иском в суд, практически они все являлись предметом исследования и оценки суда, их необоснованность отражена в решении суда с изложением соответствующих выводов.
Ссылка в жалобе на приказ N ... Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области - несостоятельна, ввиду его отмены.
С учетом изложенного, решение Рамонского районного суда от 15 мая 2013 года принято при правильном применении и толковании норм материального права.
Доводов, способных повлечь отмену или изменение оспариваемого судебного постановления, апелляционная жалоба заявителя не содержит. Оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия Воронежского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рамонского районного суда Воронежской области от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дорофеева ЮБ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.