судебная коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда в составе:
Председательствующего Агафоновой Р.Г.,
судей Зелепукина А.В., Иванцовой Г.В.,
при секретаре Холодных Н.Н., -
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Иванцовой Г.В.
гражданское дело по искам Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области к Землянскому АН, Бондареву ДВ, Коновалову АН, Рождественской ИЮ, Калашникову ОА об истребовании из чужого незаконного владения в собственность Российской Федерации земельных участков,
по апелляционным жалобам Землянского А.Н., Бондарева Д.В., Коновалова А.Н., Рождественской И.Ю., Калашникова О.А.
на решение Рамонского районного суда Воронежской области от 12 марта 2013 года
(судья райсуда Корыпаев Г.В.),
УСТАНОВИЛА:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области обратилось в суд с названным иском к ответчикам, мотивируя тем, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок площадью ... га, расположенный по адресу: ... Земли лесного фонда леса 1 группы - категория защищенности - лесопарковые части зеленых зон, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 06.10.2008, запись регистрации N ...
В соответствии с выписками из ЕГРП:
земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: ... , принадлежит на праве собственности Землянскому АН, о чем 28 февраля 2011 года в ЕГРП сделана запись регистрации N ... ;
земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: ... , принадлежит на праве собственности Бондареву ДВ, о чем 10 сентября 2010 года в ЕГРП сделана запись регистрации N ... ;
земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: ... , принадлежит на праве собственности Коновалову АН, о чем 14 декабря 2010 года в ЕГРП сделана запись регистрации N ... ;
земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: ... , принадлежит на праве собственности Рождественской ИЮ, о чем 29 июля 2011 года в ЕГРП сделана запись регистрации N ... ;
земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: ... , принадлежит на праве собственности Калашникову ОА, о чем 19 сентября 2010 года в ЕГРП сделана запись регистрации N ...
Истец указывает, что данные земельные участки расположены в границах земель лесного фонда, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано ранее, чем права ответчиков, и выбыли они из владения Российской Федерации помимо воли собственника. О том, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда, - подтверждается материалами лесоустройства. Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Полагая, что в силу действующего законодательства собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения, в том числе и от добросовестного приобретателя в случае, когда имущество выбыло из его владения помимо его воли, истец просил суд истребовать из чужого незаконного владения ответчиков в собственность Российской Федерации спорные земельные участки.
Решением Рамонского районного суда Воронежской области от 12 марта 2013 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Землянского А.Н., Бондарева Д.В., Коновалова А.Н., Рождественской И.Ю., Калашникова О.А. и дополнительной жалобе Землянского А.Н. ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно жалоб, выслушав представителя ответчиков адвоката Дорофееву В.Ю., суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (п.6 ст.47 ФЗ N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьёй 4.4 этого же вводного закона определено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как установлено судом и следует из материалов дела,- Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда площадью ... га, расположенный по адресу: ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 декабря 2005 года N ... После принятия Лесного кодекса РФ площадь участка лесного фонда была уточнена и составила ... га, он был перерегистрирован под условным номером ... как лесной участок земель лесного фонда 1 группы - категория защищенности - лесопарковые части зеленых зон, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.10.2008 года N ...
Ранее, решением Рамонского районного суда Воронежской области от 15 мая 2009 г. на Управление Роснедвижимости по Воронежской области была возложена обязанность утвердить форму описания уточнения границ кадастровых кварталов ... и ... с учётом описания уточнения границ этих кадастровых кварталов, выполненных ООО "Базис". Этим же судебным постановлением на Управление Роснедвижимости по Воронежской области была возложена обязанность по обеспечению внесения уточнённых координат поворотных точек границ кадастровых кварталов в государственный кадастр недвижимости. В целях исполнения данного решения суда Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области был издан приказ N 123 от 04.06.2009 года, на основании которого в государственный кадастр недвижимости были внесены уточнённые координаты поворотных точек границ кадастрового квартала ... В результате этого и произошло наложение границ земель Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области и границ лесного участка (условный номер ... ).
Факт наложения и расположения спорных земельных участков в границах лесного фонда подтверждается материалами дела, экспертными заключениями и другими доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку применительно к требованиям ст.67 ГПК РФ.
Из заключения эксперта Областного государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Управление природных ресурсов" следует, что путём сопоставления результатов геодезической съемки характерных точек границы лесного участка с координатами спорных земельных участков, стоящих на кадастровом учёте, установлено, что границы лесного участка с условным номером ... из категории земель лесного фонда действительно имеют пересечения с границами спорных земельных участков из категории земель "земли населённых пунктов". По заключениям эксперта земельные участки с кадастровыми номерами ... , ... , ... , ... полностью расположены на территории указанного лесного участка. А земельный участок с кадастровым номером ... имеет площадь наложения на лесной участок в размере ... кв.м. Спорные земельные участки входили в состав земель лесного фонда по материалам лесоустройства 1993 г. и 2003 г., относятся к землям лесного фонда, но находятся в границах Яменского сельского поселения. Последнее стало возможным только в связи с изданием вышеуказанного приказа N123 от 04.06.2009 г. (отмененного впоследствии) и решения суда, т.к. определением Воронежского областного суда от 8 апреля 2010 г. решение Рамонского районного суда Воронежской области от 15 мая 2009 г. было отменено, а при новом рассмотрении решением от 22 октября 2010 г. в удовлетворении исковых требований о возложении на Управление Роснедвижимости по Воронежской области обязанностей утвердить форму описания уточнения границ кадастровых кварталов ... и ... с учётом описания уточнения границ этих кадастровых кварталов, выполненных ООО "Базис", а также по обеспечению внесения уточнённых координат поворотных точек границ кадастровых кварталов в государственный кадастр недвижимости было отказано. Определением Рамонского районного суда Воронежской области от 22 августа 2012 года в порядке поворота исполнения решения Рамонского районного суда Воронежской области от 15 мая 2009 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области было обязано отменить приказ N 123 от 04.06.2009 года, а ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" обязано было восстановить ранее существовавшие координаты поворотных точек границ кадастрового квартала ... по состоянию на 03.06.2009 г.
В связи с изложенным, правовые основания, послужившие выбытию спорных земельных участков из владения Российской Федерации помимо воли собственника были устранены.
По данным кадастрового учёта все спорные земельные участки на момент судебного разбирательства отнесены к категории земель населённых пунктов.
Вместе с тем, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (ст.84 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект генерального плана поселения подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Министерством регионального развития Российской Федерации) в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
По смыслу положений Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" полномочиями по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий обладает Правительство Российской Федерации.
Судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки заявителям на законных основаниях не могли быть предоставлены в частную собственность, поскольку входили и входят в земли лесного фонда.
Суд первой инстанции, на основании имеющихся в материалах дела документах установил, что генеральный план Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области был утверждён Решением Совета народных депутатов Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 04.12.2008 N 136. Проект данного генплана не содержал предложений по изменению границ лесного фонда, в связи с чем, не подлежал согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации. С момента утверждения и до настоящего времени какие-либо проекты изменений генплана Яменского сельского поселения правительством Воронежской области не рассматривались. Материалы по вопросу включения в границы с. Ямное спорных земельных участков в адрес департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области также не поступали.
В соответствии с графическим материалом, являющимся приложением к генеральному плану Яменского сельского поселения Рамонского района Воронежской области, спорные земельные участки в границы населённого пункта не входили.
Соответственно, вывод суда первой инстанции о неправомерности кадастрового учёта спорных земельных участков с отнесением их к категории земель населённых пунктов, - является обоснованным, сделанным с учетом установленных по делу обстоятельств, при правильном применении и толковании норм права.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что спорные земельные участки расположены в границах лесного участка, относящегося к землям лесного фонда 1 группы - категория защищенности - лесопарковые части зеленых зон, и являются федеральной собственностью.
В силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
По смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.
Поскольку спорные земельные участки являются частью земель лесного фонда Воронежского лесничества, Российской Федерацией не отчуждались, т.е. выбыли из владения государства помимо воли собственника на основании отмененных в настоящее время - судебного решения от 19.05.2009 года и приказа N 123 от 04.06.2009 года, в земли других категорий в порядке, установленном законом, не переводились, следовательно, как указал суд в решении, прав по владению и распоряжению этими земельными участками у третьих лиц на законном основании возникнуть не могло.
Доводы заявителей апелляционных жалоб со ссылкой, якобы, на необъективность заключений эксперта о нахождении их земельных участков на участке лесного фонда, опровергаются материалами дела, подробно исследованными судом в решении.
Доказательств, порочащих регистрацию права Российской Федерации на лесной участок, заявители суду не представили. Государственная регистрация права на спорный лесной участок была произведена на основании заявления уполномоченного лица (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области) на законных основаниях.
Доводы апелляционных жалоб заявителей аналогичны их позициям при разбирательстве дела в суде первой инстанции, все они являлись предметом исследования и оценки суда, их необоснованность отражена в решении суда с изложением соответствующих выводов.
Ссылка в жалобах заявителей на приказ N123 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области - не корректна, ввиду его отмены.
Заявление в жалобах о том, что право ответчиков (либо их предшественников) на землю возникло еще в 1995 году на основании первоначально выданных свидетельств, - само по себе без представления доказательств оснований получения (выделения, предоставления, приобретения и др.) ранее на каком либо праве земельных участков ответчиками является несостоятельным. В этих свидетельствах в качестве приложения отсутствует план предоставленного земельного участка, а выданы они все на основании Постановления N38 от 01.11.1995 года принятого Главой Яменской сельской администрации в целях регулирования земельных отношений на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 года "О регулировании земельным отношений и развития аграрной реформы в России".
Наличие в деле договоров купли-продажи также не свидетельствует о добросовестности покупателей (о чем они указали в жалобах), т.к. эти сделки ничтожны в силу ст.168 ГК РФ, поскольку предметом купли -продажи не могут быть земли лесного фонда.
С учетом изложенного решение Рамонского районного суда от 12 марта 2013 года принято по существу верно, является законным и обоснованным.
Доводов, способных повлечь отмену или изменение оспариваемого судебного постановления, апелляционные жалобы заявителей не содержат. Оснований для их удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия Воронежского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рамонского районного суда Воронежской области от 12 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Землянского АН, Бондарева ДВ, Коновалова АН, Рождественской ИЮ, Калашникова ОА - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.