судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Н.В.
судей Меремьянина Р.В., Доровских И.А.
при секретаре Елисеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Меремьянина Р.В.
гражданское дело по заявлению Комаровой С.В., Берга О.В. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконными действий по предоставлению технических условий подключения к инженерным сетям не соответствующих закону,
по апелляционной жалобе Комаровой С.В. и Берга О.В.,
на решение Ленинского районного суда города Воронежа от 20 мая 2013 года,
(судья Соколова О.В.),
УСТАНОВИЛА:
Комарова С.В. и Берг О.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по предоставлению технических условий подключения объектов капитального строительства к инженерным сетям, приложенных к письмам администрации от 19.02.2013 г., 28.02.2013 г., и 07.03.2013 года не соответствующих требованиям закона: технические условия выданы ресурсоснабжающими организациями, по всем видам коммунальных услуг, являются окончательными, а не "предварительными", содержат информацию о максимальной нагрузке в каждой отдельной точке подключения, данные о тарифе на подключение, утверждённом и установленном законодательством Российской Федерации, о порядке, сроке действия данного тарифа, информации о наличии инвестиционной программы и реквизитов на утверждения. Просили возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик обязанность выдать технические условия соответствующие требованиям п.п.10, п.п.11, Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83. (л.д.5-24).
Решением Ленинского районного суда города Воронежа от 20 мая 2013г. в удовлетворении заявленных Комаровой С.В. и Бергом О.В. требований отказано (л.д. 35-38).
В апелляционной жалобе Комаровой С.В. и Берга О.В. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований.
В судебном заседании Берг О.В., действующий в своих интересах и интересах Комаровой С.В. на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом было установлено, что на момент обращений Комаровой С.В. и Берг О.В. в администрацию города-курорта Геленджик отправленного заказным письмом 21 августа 2012 года, заявители являлись правообладателями земельных участков в г.Геленджик по результатам торгов от 16.03.2010 года, 31.08.2010 года, 12.10.2010 года, 24.11.2011 года (л.д.11-12).
Разрешая заявленные требования по существу и отказывая Комаровой С.В. и Бергу О.В. в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что из положений ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и положений пунктов 6 и 7 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (ред. от 16.04.2012) "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения" следует, что уполномоченной организацией на выдачу технических условий является организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и что правообладатель земельного участка имеет право на обращение к ней и получение технических условий.
Исходя из анализа вышеизложенных правовых норм, суд первой инстанции пришёл к выводу, что на момент обращения в администрацию муниципального образования город Краснодар заявители являлись правообладателями земельных участков, и, следовательно, имели право на самостоятельное обращение в сетевую организацию за выдачей технических условий в порядке, установленном Правилами, однако данным правом не воспользовались.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным.
Статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в чч. 7,9 устанавливает следующее:
7. Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
9. Орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, согласно которым:
5. Орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
6. В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.
7. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представлять технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Нарушение прав заявителей на ознакомление с надлежащими техническими условиями до принятия решения об участии в торгах или до их проведения предметом рассматриваемого спора не является.
Став правообладателями земельных участков, и Комарова С.В., и Берг ОВ. имеют право самостоятельно обратиться в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей, которые обязаны бесплатно предоставить им техусловия по каждому земельному участку. Правоотношения по получению технических условий правообладателями земельных участков регулируются п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Отсутствие техусловий, их неполнота не влечет, в силу ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 6 Правил, обращение правообладателей земельных участков за их получением не в эксплуатирующие организации, а в орган местного самоуправления. В случае, если правообладателю неизвестны организации, в которых должны быть получены техусловия, за такой информацией он вправе обратиться в орган местного самоуправления.
Таким образом, в судебном заседании не было установлено, что действиями органов местного самоуправления нарушены права и свободы заявителей; созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод; на заявителей незаконно возложена какая-либо обязанность, что является обязательным условием для признания незаконными действий органов местного самоуправления.
Решение по существу является верным. Доводы апелляционной жалобы Комаровой С.В., Берг О.В. выражают несогласие с принятым решением основаны на субъективном толковании норм права и не могут повлечь его отмену.
Нарушений влекущих отмену решения в любом случае, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1., 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Воронежа от 20 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комаровой Светланы Валериевны и Берга Олега Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.