судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Н.В.
судей Меремьянина Р.В., Копылова В.В.
при секретаре Елисеевой С.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Меремьянина Р.В.,
гражданское дело по заявлению Могильченко Е.Н. о признании действий руководителя управления общественных и внешних связей администрации городского округа город Воронеж незаконными, обязании обеспечить проведение акции по указанному заявителем маршруту
по апелляционной жалобе Могильченко Е.Н.
на решение Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 19 июля 2013 года
(судья районного суда Серегина Л.А.)
УСТАНОВИЛА:
Могильченко Е.Н. обратилась в суд с заявлением о признании действий руководителя управления общественных и внешних связей администрации городского округа город Воронеж, выразившихся в направлении организатору предложения о переносе места проведения публичного мероприятия 21.07.2013г., незаконными, обязании обеспечить проведение акции по указанному заявителем маршруту.
В обоснование своих требований Могильченко Е.Н. указала, что она подала на имя главы городского округа г.Воронеж уведомление о проведении 21.07.2013г. в г.Воронеже публичного мероприятия в форме шествия по проспекту Революции от Петровского сквера до Университетской площади с числом участников 500 человек. В письме за подписью Гудковой Е.Г. ей было предложено перенести маршрут мероприятия на другие улицы. Данное предложение о переносе маршрута проведения шествия является незаконным и необоснованным, не позволяет реализовать цели мероприятия - обратить внимание органов власти и правительства области на проблемы экологии, является ограничением прав и свобод заявителя. Указанным письмом были искусственно созданы препятствия в проведении акции, чем нарушено законодательство Российской Федерации, Конституционное право на свободу мирных собраний, закрепленное также в Европейской Конвенции (л.д.6-8).
Решением Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 19.07.2013г. в удовлетворении заявления Могильченко Е.Н. отказано (л.д. 90-97).
В апелляционной жалобе Могильченко Е.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение (л.д.101).
Представитель управления общественных и внешних связей администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Могильченко Е.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию), рассматриваемым в порядке главы 25 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ст.258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, регулирующих данные правоотношения.
Порядок проведения публичного мероприятия (митинга, демонстрации, шествия) определяется Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и принятым в целях реализации отдельных положений данного ФЗ Законом Воронежской области от 11 декабря 2012 года N160-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичного мероприятия".
Согласно п.1 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.7 настоящего Федерального закона.
Организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.2 ч.4 указанной статьи).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч.5 ст.5 указанного ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (п.п.1-2 ч.3 ст.12 указанного ФЗ)
Согласно ч.1 ст.8 указанного ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
В соответствии со ст.2 Закона Воронежской области от 11 декабря 2012 года N160-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичного мероприятия" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, настоящей статьей определяются места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается. Это места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11 июля 2013 года в 10 час 00 мин в администрацию городского округа город Воронеж поступило уведомление Могильченко Е.Н. о проведении 21 июля 2013 года с 15 час 00 мин до 17 час 00 мин публичного мероприятия в форме шествия от Петровского сквера до Университетской площади по маршруту движения по тротуарам: Петровский сквер- проспект Революции,- Кольцовский сквер,- ул.Плехановская, по периметру площади Ленина-Никитинская библиотека-Университетская площадь в количестве 500 человек с целью выражения общественного мнения по вопросам экологии и добычи никеля в Черноземье (л.д.22-24).
11 июля 2013 года администрацией городского округа город Воронеж организатору публичного мероприятия Могильченко Е.Н. было направлено сообщение N07/2-1-221 о том, что указанные в уведомлении места проведения публичного мероприятия являются местами массового скопления людей и граничат с оживленной проезжей частью города, что создаст угрозу безопасности как для участников публичного мероприятия, так и для пешеходов. Могильченко Е.Н. предложено провести публичное мероприятие в виде шествия по маршруту: площадь Советская - ул.Театральная - ул.К.Маркса - ул.Таранченко - Университетская площадь (л.д.38-39).
Исследовав материалы дела, проанализировал нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что действия руководителя управления общественных и внешних связей администрации городского округа город Воронеж Гудковой Е.Г. по направлению организатору мероприятия предложения об изменении маршрута проведения публичного мероприятия 21.07.2013г. являются законными и обусловлены безопасностью участников акции, пешеходов, созданием препятствий к движению транспорта общего пользования и объектов транспортной инфраструктуры.
Указанные действия не лишают Могильченко Е.Н. возможности реализовать свое конституционное право на проведение шествия в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", поскольку предложенный должностным лицом альтернативный маршрут соответствует достижению правомерных целей планируемого мероприятия, отвечает его социально-политическому значению. Предложенный маршрут менее загружен общественным транспортом, более безопасен с точки зрения дорожного движения и сам по себе никаким образом не ограничивает участников шествия на свободу выражения и формирования своего мнения.
При этом, суд правильно указал, что руководитель управления общественных и внешних связей администрации городского округа город Воронеж действовала в пределах своих полномочий и выполнила возложенные на нее ст.12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязанности.
Предложение об изменении маршрута проведения публичного мероприятия не является отказом в проведении публичного мероприятия, ответ заявителю дан в установленные сроки и содержит обоснование невозможности проведения акции по требуемому маршруту, а также мотивированное предложение по его изменению.
Доводы апелляционной жалобы аналогичные доводам, приведенным в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, были предметом судебного исследования и получили надлежащую оценку применительно к требованиям ст.67 ГПК РФ, результаты которой в решении приведены. Указанные доводы выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 19 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Могильченко Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.