судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Квасовой О. А.
судей Федорова В. А., Юрченко Е. П.
при секретаре Кузиной Ю. Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федорова В. А.
гражданское дело по иску В к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) г. Воронеже о включении в трудовой стаж периодов работы, перерасчете пенсии по старости
по апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ)
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 марта 2013 года
(судья Васина В. Е.) ,
УСТАНОВИЛА:
В является пенсионером с 6.06.2012.
При назначении пенсии ей не были зачтены в общий трудовой и страховой стаж периоды с 01.12.1976 года по 01.09.1977 года - обучение в качестве слушателя на подготовительном отделении Воронежского политехнического института, с 01.09.1977 года по 01.07.1982 года - обучение на дневном отделении Воронежского политехнического института, с 01.01.1998 года до 31.03.(..)0 года - периоды работы в ТОО НПФ "Авторитет" в должности менеджера, с 01.01.(..)01 года по 05.07.(..)1 года - работа в должности бухгалтера в ООО "Двигатели внутреннего сгорания", с 06.07.(..)1 года по 31.08.(..)1 года работа в ООО "Автомобильные двигатели" в должности бухгалтера.
В обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже, в котором просила обязать ответчика произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости с учетом вышеуказанных периодов и выплатить недополученную часть пенсии, взыскать судебные расходы в виде уплаченной суммы госпошлины (..) рублей и расходов на адвоката (..) рублей.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 14.03.2013 г., исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе В в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.(..)1г. N173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закрепляет понятие общего трудового стажа - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.(..)2г.
Указанный вид стажа используется в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц и учитывается при расчете размера пенсии (расчетного пенсионного капитала).
Согласно пункту 3 указанной статьи, в общий трудовой стаж включаются периоды работы.
Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка установленного образца.
Трудовая книжка должна быть оформлена должным образом, т.е. в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974г. N162.
В случаях, когда трудовая книжка заполнена с нарушениями указанной Инструкции, то периоды могут не приниматься к зачету при исчислении стажа при назначении пенсии, если гражданином не будут представлены дополнительно документы, подтверждающие его работу в данный период, например: трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и др.
Согласно статье 13 Федерального закона Российской Федерации N173-Ф3 от 17.12.(..)1 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которой периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение.
Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
С 1 января (..)2 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии определяются Федеральным законом N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.(..)1г.
В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Согласно п. 1 Постановления Минтруда РФ от 17.10.(..)3 N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27. 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря (..)1 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря (..)1 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшем} в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.
В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общею трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим па день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января (..)4 г. N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)".
Письмом Минздравсоцразвития РФ от 04.06.(..)4 N M3-637 "О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января (..)4 г. N 2-П" разъяснено, что с учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря (..)1 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (пп. "и" п. 109), действующем в период обучения В, обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре засчитывалось в общий трудовой стаж.
Аналогичная норма содержалась в Законе РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действующем в период осуществления трудовой деятельности В, в соответствии со ст. 91 которого, подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Федеральный закон N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", нормы о включении в трудовой стаж периодов обучения в высших учебных заведениях уже не содержал.
Согласно ст. 10 Закон РФ от 20.1 1.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пенсия по старости на общих основаниях назначалась женщинам при достижении возраста 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил сою силу 01 января (..)2г. в связи с принятием и вступлением в законную силу Федерального закона N 173-Ф3 от 17.12.(..)1г.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173- ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Однако, приведенная норма п. 1 ст. 10 Закона признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля (..)7 года N 9-П не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она дозволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации обязал государство впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с Постановлением от 10 июля (..)7 года N 9- П.
Согласно п. 2.1. Определения Конституционного Суда РФ от 20.11.(..)7 N "98-0-0 "По ходатайству Пенсионною фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля (..)7 года N 9-П", из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля (..)7 года N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо оттого, когда они имели место - до или после 10 июля (..)7 года), возмещение сумм, которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.
Исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных нрав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет.
В соответствии со ст. ст. 25, 26. 27 ФЗ от 15.12.(..)1 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается на налоговые органы, а взыскание недоимки но страховым взносам, пеней, а также штрафов - па территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Именно эти органы, как отражено в Постановлении от 10 июля (..)7 года N 9-П. имеют полномочия для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения страхователем, не уплачивающим страховые взносы, установленных законом требований.
Верховный суд Российской Федерации Постановлением Пленума от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил (п. 9), что, согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может, служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
По законодательству, действовавшему в вышеуказанные период выполнения работы (Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1), а также в силу п. 1 Постановления Минтруда РФ от 17.10.(..)3 N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", работы, документально подтвержденные записями в трудовой книжке, подлежат включению в общий трудовой стаж при назначении пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, В является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.(..)1г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 06.06.2012г., что подтверждается удостоверением N 221836 от 06.06.2012г., выданным клиентской службой по Коминтерновскому району УПФР в г. Воронеже.
При назначении трудовой пенсии по старости и определения её размера, в общий трудовой и страховой стаж истца не были включены следующие периоды, отраженные в трудовой книжке:
с 01.12.1976 г. по 01.09.1977 г. - обучение в качестве слушателя на подготовительном отделении Воронежского политехнического института по направлению от работодателя - Филиала Воронежского завода полупроводниковых приборов (обучение на рабфаке);
с 01.09.1977 г. по 01.07.1982 г. - обучение на дневном отделении Воронежского политехнического института;
с 01.01.1998 г. по 31.03.(..)0 г. - работа в ТОО НПФ "Авторитет";
с 01.01.(..)1 г. по 05.07.(..)1 г. - работа в ООО "Двигатели внутреннего сгорания"
с 06.07.(..)1 г. по 31.08. (..)1 г. - работа в ООО "Автомобильные двигатели"
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, письмом Управления Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже от 06.08.2012г., письмом Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже от 13 августа 2012г.
При обращении в Управление за назначением трудовой пенсии по старости. В предоставила т рудовую книжку, которая содержит запись о работе (N13- 14) 13.02.1995г. по 31.03.(..)0г. в Научно-производственной фирме "Авторитет".
Согласно индивидуальным сведениям истицы, дата регистрации В в системе индивидуального (персонифицированного) учета - 23.17.1997г.
Согласно сведениям из лицевого счета истицы - имеются сведения о стаже в отношении В с 01.01.1997г. по 31.12.1997г., однако период с 01.01.1998г. 31.03.(..)0г. и с 01.01.(..)1 года по 31.08.(..)1 года - не отражен.
На день отмены Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1, общий трудовой стаж В составлял 27 лет 1 месяц 23 дня, а, следовательно, к этому моменту В полностью выработала необходимый общий трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости.
Периоды обучения в Воронежском политехническом институте с 01.12.1976г. по 01.09.1977г., с 01.09.1977г. по 01.07.1982г. с учетом разъяснений Минтруда РФ от 17.10.(..)3г. N 70 подлежат включению в общий трудовой и страховой стаж, необходимый для исчисления трудовой пенсии по старости.
Период работы истца в ТОО НПФ "Авторитет" с 01.01.1998г по 31.03.(..)0г., в ООО "Двигатели внутреннего сгорания" с 01.01.(..)1г. по 05.07.(..)1г., в ООО "Автомобильные двигатели" с 06.07.(..)1г. по 31.08. (..)1г. также подлежит включению в общий трудовой и страховой стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что с 13.02.1995г по 31.03.(..)0г. В работала на должности менеджера в ТОО НПФ "Авторитет", с 03.04.(..)0г. по 05.07.(..)1 г - в ООО "Двигатели внутреннего сгорания" в должности бухгалтера, с 06.07.(..)1г. по 15.03.(..)2г. в ООО "Автомобильные двигатели" в должности бухгалтера, что подтверждается записями N13-14, N 15-16, 1-18 соответственно, в трудовой книжке работника от 29.08.1974г. и не оспаривается Пенсионным фондом.
Периоды работы с 01.01.1998г. по 31.03.(..)0г. в ТОО НПФ "Авторитет", с 01.01.(..)1г. по 05.07.(..)1 г в ООО "Двигатели внутреннего сгорания", с 06.07.(..)1г. по 31.08.(..)1 г. в ООО "Автомобильные двигатели" не были учтены Пенсионным фондом РФ при назначении В трудовой пенсии но старости по тому основанию, что за указанный период на лицевой счет застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования не поступали страховые взносы.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что неуплата страховых взносов работодателем не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы. За которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными, так как они соответствует установленным обстоятельствам и требованиям закона, которые в решении суда приведены.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере (..) рублей. Таким образом, в пользу истца с ответчика взыскиваются расходы по уплате государственной пошлины в указанном размере.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает е другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно требованиям Закона расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Разумные пределы подразумевают под собой установление с учетом представленных доказательств справедливой и соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс интересов сторон. Поэтому пределы размера возмещения должны определяться с учетом сложности дела, продолжительности его разбирательства, количества потерянного времени.
При вынесении решения, суд оценил доводы представителя истца, с учетом принципа разумности и справедливости, учел достигнутый для доверителя результат, существовавшие на период представительства интересов минимальные расценки на оказание юридической помощи.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.