Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 14 ноября 2013 г. по делу N 33-281/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Турищева И.В., судей - Кулибабы Г.Л. и Романенко Д.А., при секретаре Кузнецовой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего " ... " " ... " " ... " Лапы В.П. об оспаривании действий Министра обороны РФ и руководителя Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны РФ" (далее - ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), связанных с невыплатой заявителю ежемесячной надбавки за особые условия службы, по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ по доверенности П. на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 28 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Кулибабы Г.Л., кратко изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Лапа проходит военную службу по контракту в должности " ... " " ... ".
С 1 января 2012 года по 31 июля 2013 года ему не выплачивается ежемесячная надбавка, предусмотренная п. "д", ст. 53 приказа МО РФ от 30 декабря 2011 года N 2700, за особые условия службы (далее - надбавка).
Полагая, что вышеуказанная надбавка ему не была выплачена в связи с не изданием Министром обороны РФ соответствующего приказа, Лапа обратился в суд с заявлением, в котором просил действия Министра обороны РФ, связанные с не установлением ему данной надбавки признать незаконными, а также обязать Министра обороны РФ издать приказ об установлении указанной надбавки. Кроме того, он просил обязать руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" произвести перерасчёт его денежного довольствия с 1 января 2012 года по 20 августа 2013 года и выплатить недоплаченное в связи с не установлением указанной надбавки денежное довольствие, а также взыскать с данного учреждения государственную пошлину в размере 200 рублей.
Иркутский гарнизонный военный суд, решением от 28 августа 2013 года заявление Лапы удовлетворил.
При этом суд признал действия Министра обороны РФ связанные с не изданием приказа об установлении заявителю надбавки за особые условия военной службы с 1 января 2012 года незаконными, и обязал данное должностное лицо в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу издать приказ об установлении Лапе оспариваемой им надбавки в размере 20% от должностного оклада с 1 января 2012 года.
Кроме того, суд обязал руководителя ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу выплатить заявителю данную надбавку за период с 1 января 2012 года по 31 июля 2013 года. Также суд постановил взыскать с указанного учреждения в пользу заявителя судебные расходы в сумме уплаченной им государственной пошлины, то есть 200 рублей.
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны РФ П. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Лапы.
По мнению автора жалобы, суд применил нормы права, не подлежащие применению при разрешении данного дела.
Так, П. считает, что заявителем в нарушении положений ст. 254 ГПК РФ не было указано, каким образом Министр обороны РФ нарушил его права. При этом, по его мнению, презумпция доказывания факта нарушения прав именно указанным им должностным лицом лежит на заявителе.
Наряду с этим автор жалобы обращает внимание на то, что ни судом, ни заявителем не были указаны доказательства, тому, что нахождение заявителя на занимаемой им должности связано с руководством подразделением.
П. считает необоснованным вывод суда о том, что временное исполнение обязанностей по не вакантной должности начальника его заместителем является достаточным основанием для назначения Лапе указанной надбавки. При этом суд не принял во внимание положения п. 151 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых сил РФ, согласно которым военнослужащим, временно исполняющим обязанности по не вакантной должности, денежное довольствие выплачивается согласно занимаемой ими штатной должности.
Таким образом, автор жалобы считает, что Лапа не имеет права на получение оспариваемой им надбавки.
Также П., ссылаясь на судебную практику и положения приказов Министра обороны РФ NN2700 и 1818, временной инструкции по порядку и подготовке проектов приказов Министра обороны РФ обращает внимание на то, что данное должностное лицо самостоятельно проекты приказов не подготавливает. В судебном же заседании не нашли своего подтверждения факты направления в соответствующий кадровый орган представленного командованием войсковой части 00000 проекта приказа Министра обороны РФ и его реализации.
Наряду с этим автор жалобы считает, что в соответствии пп. "д" п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых сил РФ надбавка за особые условия службы выплачивается только военнослужащим, стоящим на должностях, исполнение обязанностей по которым непосредственно связано с руководством.
Необоснованно, по мнению П., суд в своём решении сослался на положения Устава Внутренней службы ВС РФ, поскольку судом не был установлен тот факт, что заявитель является непосредственным начальником по отношению к подчинённому личному составу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада по воинскому званию и месячного оклада по воинской должности, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно п.18 данной статьи военнослужащим устанавливается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в процентном отношении от оклада по занимаемой ими воинской должности. При этом правила выплаты надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Указанные правила определены Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073 "О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту". При этом пп. "г" п. 3 данных правил определено, что надбавка в размере до 30% должностного оклада выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Аналогичное условие для выплаты набавки определено и в пп. "д." п. 53 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации" утверждённом приказом МО РФ от 30 декабря 2011 года N 2700.
Таким образом, из системного толкования приведённых норм права следует вывод о том, что выплата надбавки производится только в случае, нахождения военнослужащих на должностях руководителей, командиров (начальников), а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Из представленной должностной инструкции вывод о том, что в обязанности Лапы на постоянной основе входит руководство подчинёнными подразделениями, не следует. При этом вывода суда о том, что Лапа имеет право на получение надбавки, поскольку является прямым начальником в силу ст. 34 и 98 Устава внутренней службы ВС РФ окружной военный суд признаёт необоснованным, поскольку данные правомочия предоставлены заявителю, для надлежащего исполнения возложенных на него должностных обязанностей, которые не предусматривают непосредственное руководство им подразделениями.
Что же касается положений инструкции о том, что на заявителя может быть возложено исполнение обязанностей начальника военных сообщений в отсутствии последнего, то такое исполнение обязанностей является временным исполнением обязанностей по не вакантной должности.
Как правильно указано в апелляционной жалобе, положения, содержащиеся в п. 151 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых сил РФ, устанавливают, что военнослужащим, временно исполняющим обязанности по не вакантной должности, денежное довольствие выплачивается только согласно занимаемой ими штатной должности.
Поэтому вывод суда о том, что Лапа имеет право на выплату надбавки в силу временного исполнения обязанностей во время отсутствия начальника, является необоснованным.
Таким образом, вышеуказанные нормативно-правовые акты изданы в соответствие с основным принципом строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими - единоначалием. Выплата же указанной надбавки одновременно командиру (начальнику) и лицу временно его замещающему действующим законодательством не предусмотрена.
Как правомерно указано автором апелляционной жалобы, не был судом установлен и факт надлежащего направления проекта приказа о назначении заявителю надбавки. Поэтому оснований для однозначного вывода о бездействии Министра обороны РФ у суда не имелось.
Так как в суде апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, окружной суд приходит к выводу о необходимости отмены решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 328 и ч. 1, 2, 4, 5 ст. 329, п. 1 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, Восточно-Сибирский окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Иркутского гарнизонного военного суда от 28 августа 2013 года по заявлению военнослужащего " ... " " ... " Лапы В.П. об оспаривании действий Министра обороны РФ и руководителя Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны РФ", связанных с невыплатой заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Лапы В.П.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.