Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Пестовой Н.В., Аноприенко К.В.
при секретаре Федотовой Н.О.,
рассмотрела 20 сентября 2013 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Демиденко В. М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края о взыскании недополученной пенсии по старости, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Демиденко В.М. на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 7 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения Демиденко В.М., представителей УПФР в районе имени Лазо Хабаровского края Ростовой Р.Г. и Соловьевой Ж.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Демиденко В.М. обратилась в суд с исковым заявлением к УПФР в районе имени Лазо Хабаровского края о взыскании недополученной пенсии по старости. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она впервые обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Данное заявление у истца не взяли, пояснив, что трудовой стаж Демиденко В.М. составляет 22 года 6 месяцев 22 дня, вместо необходимого льготного стажа 25 лет. Повторно в отел пенсионного фонда истец обратилась в мае 2012 года. Работники снова не взяли у Демиденко В.М. заявление, пояснив, что для назначения пенсии необходимо обратиться в октябре 2012 года. После обращения в отдел пенсионного фонда ДД.ММ.ГГГГ, Демиденко В.М. была назначена пенсия. На ДД.ММ.ГГГГ трудовой стаж истца составил 25 лет 6 месяцев 11 дней. Демиденко В.М. полагает, что поскольку отдел пенсионного фонда ввел ее в заблуждение относительно времени наступления права для назначения пенсии, ответчик обязан выплатить истцу пенсию за период 6 месяцев 11 дней, предшествующие ДД.ММ.ГГГГ, поскольку позднее обращение с заявление о назначении пенсии связано с неправильным исчислением льготного стажа работы истца при первоначальном обращении в отдел пенсионного фонда. В связи с чем Демиденко В.М. просила суд взыскать с УПФР в районе имени Лазо Хабаровского края пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем Демиденко В.М. дополнила иск требованием о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты" за причиненные нравственные страдания в связи с просрочкой назначения пенсии, допущенной по вине ответчика (л.д. 51).
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 7 июня 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Демиденко В.М. считает решение суда незаконным, просит отменить, ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик с доводами истца не согласен, просит решение суда оставить без изменений.
Выслушав объяснения Демиденко В.М., представителей ответчика Ростовой Р.Г. и Соловьевой Ж.В., изучив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Пунктом 3 статьи 4 и пунктами 1, 2 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что установление и выплата трудовой пенсии производятся при обращении гражданина, которое может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Закон предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Назначение трудовой пенсии по старости производится по правилам и в порядке, определяемом совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 17 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19пб от 27 февраля 2002 года "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 5 названных Правил установлено, что обращение за пенсией - подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.
Согласно пункту 19 Правил, гражданин, обращающийся за пенсией, имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщика по обязательному пенсионному страхованию) возложена обязанность бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании; организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования (абзацы 15, 16 пункта 2 статьи 13 Закона); разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений (статья 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
При этом пункт 3 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает, что за нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Указанные обязанности и ответственность за их ненадлежащее исполнение обусловлены тем, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен исключительной компетенцией на осуществление индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования (статья 5 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"); назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета (абзац 4 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Надлежащее исполнение Пенсионным фондом Российской Федерации перечисленных прав и обязанностей обеспечивает гражданам возможность своевременной реализации права на получение трудовой пенсии по старости, в том числе и при ее досрочном назначении.
В свою очередь ненадлежащее информирование гражданина Пенсионным фондом Российской Федерации о времени наступления права на трудовую пенсию, повлекшее позднее обращение гражданина с заявлением о назначении трудовой пенсии, а также финансовые потери такого гражданина, обусловленные несвоевременным назначением пенсии, является основанием для решения о возмещении этому гражданину убытков в виде неполученной части трудовой пенсии (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказывая Демиденко В.М. в удовлетворении исковых требований со ссылкой на статью 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств ненадлежащего информирования истца работниками пенсионного фонда о времени наступления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем такой вывод суда опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Ответчик признает факт обращения Демиденко В.М. в мае 2010 года за консультацией по вопросу о времени наступления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
На дату обращения истец работала учителем в МОУ СОШ села Котиково Вяземского муниципального района Хабаровского края.
В материалах дела представлена копия выписки о страховом стаже Демиденко В.М., датированная ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному доказательству, специальный стаж Демиденко В.М. в связи с педагогической деятельностью составил 22 года 6 месяцев 22 дня (л.д. 15). Из чего следует, что до 25-летнего стажа работы необходимо еще 2 года 5 месяцев 8 дней. Простой подсчет дает представление о том, что продолжение Демиденко В.М. педагогической деятельности позволяло ожидать наступление права на досрочную трудовую пенсию по старости не ранее ДД.ММ.ГГГГ (при календарном исчислении трудового стажа).
Эти сведения были предоставлены Демиденко В.М. в официальном порядке компетентным органом (УПФР в районе имени Лазо Хабаровского края) в целях создания надлежащих условий для своевременного обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Продолжив педагогическую работу в прежней должности в том же образовательном учреждении, ДД.ММ.ГГГГ Демиденко В.М. обратилась в УПФР в районе имени Лазо Хабаровского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Работниками пенсионного органа была дана выписка о страховом стаже Демиденко В.М., согласно которой специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет 6 месяцев 11 дней (л.д. 16). Таким образом, на дату обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии, срок возникновения права на пенсию наступил ранее и был пропущен Демиденко В.М. более чем на 6 месяцев.
Истец настаивает на том, что причиной ее несвоевременного обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии послужила недостоверная информация, предоставленная работниками ответчика при консультировании в мае 2010 года. При обращении в мае 2010 года и октябре 2012 года, Демиденко В.М. предоставляла работникам пенсионного фонда одни и те же документы, в числе которых трудовая книжка, паспорт и страховое свидетельство. Этот факт подтверждает содержание копии заявления о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, в которой имеется описание приложенных к заявлению документов (л.д. 37).
В результате исследования судом апелляционной инстанции выписок о страховом стаже Демиденко В.М. за 2010 и 2012 годы установлено, что увеличение специального (педагогического) стажа более чем на 6 месяцев отражено в выписке за ДД.ММ.ГГГГ применительно к периоду с ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, который ранее не был учтен работниками пенсионного органа при подсчете специального стажа работы истца в мае 2010 года.
Справка работодателя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), уточняющая занятость Демиденко В.М., не могла повлиять на предоставление пенсионным органом сведений о специальном стаже истца на ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с обращением Демиденко В.М. ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в районе имени Лазо Хабаровского края с заявлением о выплате пенсии за 6 месяцев в связи с просрочкой обращения за пенсией по вине работников пенсионного органа, истцу направлен ответ (от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому на ДД.ММ.ГГГГ специальный трудовой стаж Демиденко В.М. составил 25 лет 2 месяца 18 дней (л.д. 12).
Из данного ответа следует, что корректировка продолжительности специального трудового стажа имела место за период, предшествующий обращению истца в мае 2010 года. Точных сведений о конкретных периодах работы истца и их продолжительности, подлежащих исключению из специального трудового стажа Демиденко В.М., ответ не содержит.
Таким образом, ответчик подтвердил, что предоставление неточных сведений о продолжительности специального трудового стажа имело место со стороны работников пенсионного органа в мае 2010 года. Даже при уточнении (дополнительной проверке) таких сведений пенсионным органом после принятия заявления о назначении пенсии, специальный трудовой стаж истца на дату обращения за пенсией превысил необходимую продолжительность на 2 месяца 18 дней.
Доказательств, подтверждающих наличие причин предоставления работниками пенсионного органа неточных сведений о специальном трудовом стаже истца в мае 2010 года, объективно исключающих возможность ответчика предоставить истцу такую информацию в той мере, в которой бы она способствовала своевременному обращению с заявлением о назначении пенсии, ответчиком суду не предоставлено.
В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком в мае 2010 года обязанностей по информированию и консультированию Демиденко В.М. о времени наступления права на трудовую пенсию по старости, что повлекло несвоевременное обращение истца с заявлением о назначении такой пенсии и к финансовым потерям в размере неполученной истцом части трудовой пенсии, рассчитанной с даты возникновения права на пенсию по дату назначения пенсии.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене как не соответствующее фактическим обстоятельствам и закону, подлежащему применению к спорным отношениям (в соответствии с пунктам 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Коллегия принимает во внимание наличие двух расчетов пенсионного органа о продолжительности специального трудового стажа Демиденко В.М. и вызванную этим неопределенность в установлении конкретной даты возникновения у Демиденко В.М. права на досрочную трудовую пенсию по старости, а также то, что предметом настоящего дела не являлся спор об установлении даты возникновения у Демиденко В.М. права на досрочную трудовую пенсию по старости.
В связи с чем коллегия считает необходимым удовлетворить исковые требования путем возложения на УПФР в районе имени Лазо Хабаровского края обязанности выплатить Демиденко В.М. задолженность по трудовой пенсии, подлежащую исчислению с даты возникновения у Демиденко В.М. права на трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
С учетом содержания статей 151, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требований Демиденко В.М. о возмещении морального вреда надлежит отказать, поскольку закон не связывает возникновение права на возмещение морального вреда с нарушением имущественных прав гражданина, к каковым относится право на получение трудовой пенсии.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 7 июня 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению Демиденко В. М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края о взыскании недополученной пенсии по старости, компенсации морального вреда - отменить, апелляционную жалобу Демиденко В.М. - удовлетворить;
вынести по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Демиденко В. М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края о взыскании недополученной пенсии по старости;
возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края обязанность выплатить Демиденко В. М. задолженность по трудовой пенсии, подлежащую исчислению с даты возникновения у Демиденко В.М. права на трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности;
в удовлетворении исковых требований Демиденко В. М. о возмещении морального вреда отказать;
апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу.
Председательствующий Разуваева Т.А.
Судьи Пестова Н.В.
Аноприенко К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.