Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Мороз И.Г.
судей Поздняковой О.Ю., Порохового С.П.
при секретаре Федотовой С.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2013 года гражданское дело по иску Лазебного С. В., Степанова В. А., Кулиш Л. В. к Министерству обороны Российской Федерации, к ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России о восстановлении права на получение государственного жилищного сертификата, по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26.06.2013 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя истцов Петрова А.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России о восстановлении права на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований указав, что являются бывшими военнослужащими, каждый из них имеет выслугу более 20 календарных лет, уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. С ДД.ММ.ГГГГ являлись участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", как проживающие в служебных жилых помещениях на территории закрытого военного городка N, дислоцированного: "адрес" с составом семьи по 3 человека каждый и не имеющие иных жилых помещений. С начала участия в подпрограмме и до ДД.ММ.ГГГГ оформление государственного жилищного сертификата произведено не было, в связи не выделением лимитных ассигнований из федерального бюджета. При направлении истцами в 2012 году заявления и документов, необходимых для обеспечения их ГЖС в 2012 году, ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ им было сообщено, что распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р, военный городок N, исключен из списка закрытых военных городков, в связи с чем право на получение ГЖС по линии Минобороны России у истцов и членов их семьи утрачено и они исключены из числа участников подпрограммы. Считают, что данным решением ФГКУ "Востокрегионжилье" нарушены права истцов на обеспечение жильем, посредством предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г N 153 не предусмотрена возможность исключения гражданина, признанного участником подпрограммы, из списков кандидатов на получение жилищных сертификатов по какому-то ни было основанию. Несмотря на исключение, у истцов имеются иные основания для признания права на получение сертификата, которые с момента постановки истцов на учет не изменились, поскольку истцы уволены с военной службы по достижении предельного возраста, при увольнении с военной службы подлежали обеспечению жилым помещением, имеют соответствующую выслугу лет, правом на получение ГЖС истцы до настоящего времени не воспользовались, как и не реализовали своего права на обеспечение жильем иным образом. В отношении истцов не была исполнена обязанность государства в лице его государственных органов по предоставлению ГЖС с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ, по независящим от истцов обстоятельствам. В связи с чем просили суд признать за Лазебным С. В., с учетом в качестве членов семьи: жены ФИО4, сына - ФИО5, право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности, с даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ восстановить Лазебного СВ. в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС и включить его в сводный список граждан - получателей ГЖС по линии Министерства обороны РФ с составом семьи 3 человека, с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Министерство обороны РФ выдать Лазебному СВ. государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека. Признать за Степановым В. А., с учетом в качестве членов семьи: жены ФИО6, дочери ФИО7, право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности, с даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ восстановить Степанова В.А. в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС и включить его в сводный список граждан - получателей ГЖС по линии Министерства обороны РФ с составом семьи 3 человека, с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Министерство обороны РФ выдать Степанову В. А. государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека. Признать за Кулиш Л. В., с учетом в качестве членов семьи: жены - ФИО8, дочери - ФИО9, право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности, с даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ восстановить Кулиш Л.В. в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС и включить его в сводный список граждан - получателей ГЖС по линии Министерства обороны РФ с составом семьи 3 человека, с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Министерство обороны РФ выдать Кулиш Л.В. государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 июня 2013 года, исковые требования истцов удовлетворены.
За Лазебным С. В., с учетом в качестве членов семьи: жены ФИО4, сына - ФИО5, признано право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности, с даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ. На Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ возложена обязанность восстановить Лазебного СВ. в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС и включить его в сводный список граждан - получателей ГЖС по линии Министерства обороны РФ с составом семьи 3 человека, с ДД.ММ.ГГГГ. На Министерство обороны РФ возложена обязанность выдать Лазебному С.В. государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека. За Степановым В. А., с учетом в качестве членов семьи: жены ФИО6, дочери ФИО7, признано право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности, с даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ. На Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ возложена обязанность восстановить Степанова В.А. в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС и включить его в сводный список граждан - получателей ГЖС по линии Министерства обороны РФ с составом семьи 3 человека, с ДД.ММ.ГГГГ. На Министерство обороны РФ возложена обязанность выдать Степанову В.А. государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека. За Кулиш Л. В., с учетом в качестве членов семьи: жены - ФИО8, дочери - ФИО9, признано право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности, с даты принятия на учет с ДД.ММ.ГГГГ. На Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ возложена обязанность восстановить Кулиш Л.В. в реестре граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить ГЖС и включить его в сводный список граждан - получателей ГЖС по линии Министерства обороны РФ с составом семьи 3 человека, с ДД.ММ.ГГГГ. На Министерство обороны РФ возложена обязанность выдать Кулиш Л.В. государственный жилищный сертификат на состав семьи 3 человека.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что истцы не имеют право на обеспечение государственного жилищного сертификата, так как истцы были уволены до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат постановке как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, после увольнения истцы после ДД.ММ.ГГГГ не изъявляли желание на получение государственного жилищного сертификата по линии МО РФ, статус закрытого военного городка по месту проживания истцов был снят на основании Постановления Правительства Российской Федерации в 2011 году, истцы в настоящее время проживают по прежнему месту жительства в жилых помещениях соответствующих норме предоставления жилого помещения.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В заседание судебной коллегии истцы, представители ответчиков не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель истцов Петров А.С. просит решения суда первой инстанции как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая доводы апелляционной жалобы не обоснованными, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции и которым была судом дана правильная правовая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Пунктом 13 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Согласно п.14 ст.15 вышеуказанного Федерального закона обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно п.6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках выполнения обязательств Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
Военнослужащие подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
На основании пп. а п. 18 вышеуказанных Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба
Аналогичные условия содержатся в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках выполнения обязательств Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на момент включения истцов списки на получение ими государственных жилищных сертификатов.
Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, истцам в связи с прохождением военной службы были предоставлены служебные жилые помещения на территории закрытого военного городка N, дислоцированного: "адрес".
Истцы Степанов В.А., Кулиш Л.В., Лазебный С.В. были уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и исключены из списков части соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
На день увольнения каждый из истцов имел выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет.
Согласно рапортов истцов, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, последние были включены в ДД.ММ.ГГГГ в списки на получение государственных жилищных сертификатов.
С учётом вышеизложенных обстоятельств, а также вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции обосновано пришел к правильному правовому выводу о наличии оснований для удовлетворения завяленных истцами требований.
Юридически значимые для дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, нарушений требований материального и процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Все доводы и возражения лиц, участвующих в деле, судом проверены, им дана надлежащая оценка с учетом представленных и исследованных в судебном заседании доказательств.
Доводы апелляционной жалобы в полном объеме являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, выводы суда они не опровергают и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Судебная коллегия считает постановленное по делу решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 июня 2013 года по гражданскому делу по иску Лазебного С. В., Степанова В. А., Кулиш Л. В. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России о восстановлении права на получение государственного жилищного сертификата, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путём подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Мороз И.Г.
Судьи: Позднякова О.Ю.
Пороховой С.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.