Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Г.Н. Кочуковой
судей: А.А. Бабич, Е.А. Бузыновской
при секретаре: Д.В. Худяковой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Воякиной Н.Н. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 09 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 17 июля 2013 года о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Бабич А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Воякина Н.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Светлановой Е.В. о взыскании исполнительского сбора в размере "данные изъяты", освобождении от взыскания исполнительского сбора, приостановлении исполнительного производства.
В обоснование своих требований указала, что судебным приставом-исполнителем 17 июля 2013 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в размере "данные изъяты" за отказ должника добровольно исполнить решение суда в части предоставления ФИО1 жилого помещения. Считает постановление судебного пристава-исполнителя незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Ссылается на то, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края действуя в рамках своих полномочий, установленных краевым законодательством, добросовестно выполняет возложенные на него обязательства в соответствии с Постановлением правительства Хабаровского края от 01 сентября 2006 года N 136-пр определяющим порядок взаимодействия органов исполнительной власти края по вопросам приобретения в собственность Хабаровского края жилых помещения для указанных лиц в Хабаровском крае. Полагает, что судебным приставом-исполнителем нарушены нормы Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Светлановой Е.В. о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере "данные изъяты", освободить от взыскания исполнительского сбора, приостановить исполнительное производство.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 09 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - Воякина Н.Н. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступало.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Согласно статье 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 данного Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
На основании ч. 2 названной правовой нормы определено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что 10 июля 2012 года на основании исполнительного листа по делу N от 10 апреля 2012 года, выданного Центральным районным судом города Хабаровска 16 мая 2012 года, о предоставлении Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО1 вне очереди благоустроенного, изолированного отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров на состав семьи один человек в "адрес", судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска возбуждено исполнительное производство (л.д. 10, 13).
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 10 июля 2012 года Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в соответствии со п.12. ст.30 ФЗ "Об исполнительном производстве" установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.
Указанное постановление от 10 июля 2012 года получено Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, что подтверждается письмом от 26 июля 2012 года N (л.д. 12).
По состоянию на 17 июля 2013 года должником решение суда не исполнено.
17 июля 2013 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска вынесено постановления о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере "данные изъяты" (л.д. 11).
Руководствуясь приведенными правовыми нормами и учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Обстоятельства, на которые ссылалось Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, как на основания, препятствовавшие вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, в частности, длительная процедура приобретения жилья, к числу обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся.
Разрешая заявление, суд первой инстанции верно исходил из того, что должником не представлено доказательств того, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, и обоснованно принял во внимание, что срок неисполнения должником решения суда на момент вынесения оспариваемого постановления составил более одного года, на момент рассмотрения дела в суде решение не исполнено.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя от 17 июля 2013 года о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора соответствует требованиям закона.
Поскольку судом установлено, что должником не приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, статьи 401 Гражданского кодекса РФ, правомерно отказал в удовлетворении требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, поскольку не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции заявителя, выраженной им в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 09 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 17 июля 2013 года о взыскании исполнительского сбора, приостановлении исполнительного производства - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - Воякиной Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Н. Кочукова
Судьи: А.А. Бабич
Е.А. Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.