Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Сенотрусовой И.В., Аноприенко К.В.,
при секретаре Худяковой Д.В.,
рассмотрела 9 октября 2013 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дудорова С. В. о признании незаконным бездействия Администрации города Хабаровска, по апелляционной жалобе Дудорова С.В. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 1 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., объяснения представителя Дудорова С.В. - Харламова Д.И., представителя Администрации города Хабаровска - Ивановой Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дудоров С.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Хабаровска. В обоснование требований указал, что Министерство имущественных отношений Хабаровского края наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск". Дудоров С.В. обратился в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением о формировании, с предварительным согласованием места размещения объекта, земельного участка в "адрес" для строительства 2-х административных зданий. При рассмотрении данного заявления министерство направило в Администрацию города Хабаровска комплект документов для обеспечения выбора земельного участка по заявлению Дудорова С.В., рассмотрения поступивших документов и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта выбора земельного участка. Такие правила предусмотрены пунктами 3.1 и 3.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2007 года N 85-пр. Полномочиями по обеспечению выбора земельных участков под размещение объектов капитального строительства наделен Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Хабаровского края уведомило Дудорова С.В. об отказе Администрации города Хабаровска в выборе земельного участка в связи с целесообразностью разработки в отношении данной территории проектов планировки и межеваний. Заявитель считает незаконным отказ Администрации города Хабаровска в обеспечении выбора земельного участка, поскольку статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено решение данного вопроса при условии обязательной разработки проекта планировки территории и межевании. На основании чего Дудоров С.В. просил суд признать незаконным бездействие Администрации города Хабаровска по организации выбора земельного участка по заявлению Дудорова С.В. и возложить на Администрацию города Хабаровска обязанность рассмотреть в установленном законом порядке документы по вопросу выбора испрашиваемого Дудоровым С.В. земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Хабаровска, Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрацию города Хабаровска.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 1 августа 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Дудоров С.В. просит об отмене принятого по делу решения, как не соответствующего содержанию закона, подлежащего применению к спорным отношениям.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска просит решение суда оставить без изменений, а жалобу отклонить за необоснованностью.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет решение суда по доводам апелляционной жалобы.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 названной статьи Кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 29 ноября 2006 года N 78 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск", распоряжение названными земельными участками осуществляется Правительством Хабаровского края в лице специально уполномоченных им органов исполнительной власти края, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2007 года N 85-пр к таким уполномоченным органам власти отнесено Министерство имущественных отношений Хабаровского края.
Также названным постановлением Правительства Хабаровского края утвержден Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск", в котором раздел 3 посвящен организации работы по распоряжению земельными участками при их предоставлении для капитального строительства объектов нежилого назначения с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно пункту 2.3. Порядка, в течение 15 календарных дней со дня подачи гражданином или организацией заявления, Министерство имущественных отношений Хабаровского края принимает решение о рассмотрении заявления в установленном порядке; направляет соответствующее обращение в Администрацию города Хабаровска об обеспечении выбора земельного участка, снабжении земельного участка объектами инженерно-технического обеспечения, техническими условиями и информацией о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о представлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в объеме, необходимом для формирования (в том числе для постановки на государственный кадастровый учет) земельного участка.
Пунктом 3.1 названного Порядка предусмотрены обязанности Администрации города Хабаровска по рассмотрению обращения, поступившего из Министерства имущественных отношений Хабаровского края:
- обеспечивает выбор земельного участка;
- подготавливает и утверждает схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, результаты выбора земельного участка оформляет актом выбора земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления охранной или санитарно-защитной зоны;
- направляет в Министерство технические условия о возможности подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и сведения об информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства;
- направляет в Министерство оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт выбора земельного участка для строительства. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту выбора земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Как следует из представленных в деле доказательств, ДД.ММ.ГГГГ Дудоров С.В. обратился в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с заявлением на организацию работы по формированию земельного участка для строительства капитального объекта (без предварительного согласования места размещения объекта) торгового назначения по улице Выборгской в городе Хабаровске.
ДД.ММ.ГГГГ обращение Дудорова С.В. направлено министерством Мэру города Хабаровска для рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка.
В ответе Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ указаны обстоятельства, препятствующие разрешению выбора земельного участка Дудорову С.В.: испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-3 (рекреационно-общественная зона) в границах которой размещение объектов торгового назначения не предусмотрено; участок примыкает к территории станции аэронавигационного контроля. О результатах рассмотрения Администрацией города Хабаровска заявления сообщено Дудорову С.В.
ДД.ММ.ГГГГ Дудоров С.В. повторно обратился в Министерство имущественных отношений Хабаровского края с аналогичным заявлением на организацию работы по формированию земельного участка для строительства административного здания. К заявлению было приложено письмо филиала ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" о возможности размещения строительства.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Хабаровского края направило запрос в Администрацию года Хабаровска на обеспечение выбора земельного участка с указными дополнениями.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска был дан ответ о необходимости и целесообразности подготовки проекта межевания территории, в границах которой испрашивается земельный участок, поскольку такая территория не обеспечена градостроительной документацией.
На основании данного ответа Министерство имущественных отношений Хабаровского края направило Дудорову С.В. письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщило о результатах рассмотрения заявления. В письме разъяснено право Дудорова С.В. на повторное обращение с заявлением по формированию указанного земельного участка после утверждения документации по планировке территории Мэром города Хабаровска со ссылкой на мнение Администрации города Хабаровска о целесообразности разработки документации по планировке территории как условия обеспечения выбора земельного участка по заявлению Дудорова С.В.
Согласно пункту 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В свою очередь подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Вместе с тем согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации исключает необходимость разработки документации по планировке территории как обязательного условия обеспечения выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Согласно приведенной норме закона, если такая документация по планировке территории утверждена, местоположение земельных участков и их разрешенное использование уже определены в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В этой связи указанные в письме Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ дополнительные условия разрешения вопроса возможности обеспечения выбора земельного участка по заявлению Дудорова С.В. в виде подготовки проекта межевания территории, в границах которой испрашивается земельный участок, не основаны на законе и создают необоснованные препятствия для реализации гражданином Дудоровым С.В. права на рассмотрение в установленном законом порядке его заявления на организацию работы по формированию земельного участка для строительства капитального объекта без предварительного согласования места размещения объекта.
По приведенным мотивам решение суда первой инстанции не соответствует закону, подлежащему применению к спорным отношениям, и подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований Дудорова С.В.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 1 августа 2013 года отменить, апелляционную жалобу Дудорова С.В. - удовлетворить;
вынести по делу новое решение, которым признать незаконным бездействие Администрации города Хабаровска при обеспечении выбора земельного участка по заявлению Дудорова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ на организацию работы по формированию земельного участка для строительства капитального объекта (с предварительным согласованием места размещения объекта) по "адрес";
возложить на Администрацию города Хабаровска обязанность рассмотреть в установленном законом порядке заявление Дудорова С.В. и поступившие из Министерства имущественных отношений Хабаровского края документы по вопросу обеспечения выбора испрашиваемого Дудоровым С.В. земельного участка;
апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу.
Председательствующий Разуваева Т.А.
Судьи Сенотрусова И.В.
Аноприенко К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.