Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Е.С. Жельнио
судей И.К. Ющенко, И.В. Верхотуровой
при секретаре Н.В. Владимировой
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2013 года гражданское дело по заявлению Рабаева Э. В. об оспаривании действий должностных лиц, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании государственной пошлины, по апелляционной жалобе представителя Рабаева Э. В. - Иванова И.В. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верхотуровой И.В., пояснения представителя Рабаева Э.В. - Иванова И.В., пояснения представителя УМВД России по Хабаровскому краю - Федотова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рабаев Э.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц МРЭО УГИБДД УВД по Хабаровскому краю, выразившихся в отказе произвести регистрацию принадлежащего ему транспортного средства, просил обязать УВД по Хабаровскому краю в лице МРЭО УГИБДД устранить допущенные нарушения и взыскать с УВД по Хабаровскому краю расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В обоснование заявленных требований указал на то, что является собственником автомобиля "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МРЭО УГИБДД УВД по Хабаровскому краю с заявлением о регистрации изменений в конструкцию автомобиля в связи с заменой рамы "данные изъяты", в чем ему отказано со ссылкой на п. 4 Постановления Правительства РФ N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств ... " (в редакции Постановления Правительства РФ N 870 от 30.08.2012г. "Об утилизационном сборе в отношении колёсных транспортных средств", ввиду того, что им представлен номерной агрегат с транспортного средства, за который ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку на запасные части автомобиля утилизационный взнос не взимается.
Представитель УМВД России по Хабаровскому краю заявленные Рабаевым Э.В. требования не признал, ссылаясь на то, что отсутствует заключение о соответствии автомобиля требованиям безопасности с учетом внесения изменений в его конструкцию и в силу пункта 4 Постановления Правительства РФ N 938 невозможно изменить регистрационные данные колесных транспортных средств, на которые установлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые утилизационный сбор не оплачивался. Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 июля 2013 года в удовлетворении заявления Рабаеву Э. В. отказано.
В апелляционной жалобе Рабаев Э.В. не согласен с постановленным судом решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает на то, что судом неверно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения сторон, т.к. на ввезенные в Российскую Федерацию агрегаты утилизационный взнос не взимается, что подтверждает информационное письмо таможенного органа.
Рабаев Э.В. извещался о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращался.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Пунктом 4 названного Закона также предусмотрено, что после внесения изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД РФ N 1001 от 24.11.2008 г., содержат перечень оснований, препятствующих регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств.
Согласно п. 8 Правил в редакции Приказа МВД России от 07.08.2013г. N 605 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе, если представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года.
Судом первой инстанции установлено, что Рабаев Э.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником транспортного средства "данные изъяты". Автомобиль поставлен на регистрационный учет в 2005 г. Рабаев Э.В. по договору купли-продажи номерного агрегата от ДД.ММ.ГГГГ приобрел у ООО " "данные изъяты"" шасси (раму) N на автомобиль марки "данные изъяты", которая была ввезена на территорию РФ по государственной таможенной декларации N от ДД.ММ.ГГГГ как запасная часть автомобиля, б/у, рама в сборе с ходовой частью без двигателя, с установленным бортовым кузовом и крановой установкой: "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ Рабаевым Э.В. для регистрации замененных номерных агрегатов (шасси) на автомобиль в ГИБДД представлено свидетельство N от ДД.ММ.ГГГГ "О соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности", содержащего данные: "Сведения о транспортном средстве "данные изъяты" "Характеристики транспортного средства" и что: "в соответствии с заключением, выданным ООО "Уник-Авто", в конструкцию транспортного средства внесены следующие изменения: произведена замена шасси (рамы) модели "данные изъяты". Изменен тип транспортного средства "грузовой-рефрижератор" на "грузовой бортовой с краном-манипулятором". Само заключение ООО "Уник-Авто" заявителем не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что оснований для регистрации транспортного средства и изменения его регистрационных данных, связанных с заменой номерных агрегатов, не имеется, поскольку документов, подтверждающих возможность допуска такого транспортного средства к участию в дорожном движении, не представлено.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в этой части правильными, а доводы апелляционной жалобы в том, что представленное заявителем свидетельство о соответствии конструкции используемого им транспортного средства подтверждает безопасность автомобиля, несостоятельными по следующим основаниям.
Процедура удостоверения соответствия транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения предусмотрена Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 720 в редакции от 15июля 2013 г.
Согласно Техническому регламенту (п.п. 66-75) документом, удостоверяющим соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям регламента является Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, которое выдается аккредитованной испытательной лабораторией после составления заключения, содержащего мотивированное обоснование достаточности представленных доказательственных материалов для оценки.
Кроме того, Техническим регламентом установлена процедура соответствия типов транспортных средств (шасси), которая осуществляется перед выпуском их в обращение, она проводится в форме одобрения типа (п.п. 16-18).
В пункте 17 установлено, что оценку соответствия в форме одобрения типа осуществляют органы по сертификации, заключившие соглашения о сотрудничестве с техническими службами, проводящими испытания по комплексу Правил ЕЭК ООН в соответствии с приложением N 2 к настоящему техническому регламенту.
Представленное заявителем заключение о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности (л.д. 12) не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 10.09.2009 г. N 720.
При таких обстоятельствах, не может быть признано допустимым доказательством по настоящему делу, представленное заявителем свидетельство о внесении в конструкцию транспортного средства изменений в связи с заменой шасси (рамы), подтверждающее безопасность конструкции транспортного средства.
Каких-либо документов, подтверждающих, что транспортное средство после внесенного изменения составной части конструкции автомобиля соответствует сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя, в РЭО ГИБДД УМВД г. Хабаровска и суду первой инстанции не представлено.
Поскольку внесенные изменения в конструкцию транспортного средства не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вывод суда о законности отказа МРЭО ГИБДД УМВД Хабаровского края в регистрации транспортного средства Рабаева Э.В. является правильным.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда о правомерности отказа МРЭО ГИБДД в регистрации транспортного средства Рабаева Э.В. в связи с заменой рамы (шасси) по мотиву неуплаты утилизационного взноса на транспортное средство по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности (пункт 1); виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2). Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Порядок регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ регламентирован Постановлением Правительства РФ N 938 от 12 августа 1994 г. в редакции Постановления Правительства РФ от 30 августа 2012г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств".
Пунктом 4 названного Постановления установлено, что изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска к их эксплуатации на территории РФ.
В соответствии с абзацами 3, 5, 7 названного пункта Постановления Правительства РФ изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляется, если в паспорте соответствующего колесного транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора и если при изменении регистрационных данных, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств.
В целях реализации названного выше постановления МВД России и ГТК России издано совместное письмо NN1/1014, 01-06/4700 от 09 февраля 2004 г. "Об упорядочении таможенного оформления и регистрации номерных агрегатов", согласно которому таможенным органам, уполномоченным ГТК России на совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, при производстве таможенного оформления номерных агрегатов к транспортным средствам (классифицируемых в товарной позиции 8707 ТН ВЭД России (кузов, кабина, двигатель, блок двигателя) предписано выдавать карточку номерного агрегата, оформленную по установленному образцу.
На подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России этим же письмом возложена обязанность производить регистрацию номерных агрегатов к транспортным средствам на основании оформленной таможенными органами грузовой таможенной декларации или карточки номерного агрегата и таможенного приходного ордера (если производилась уплата таможенных платежей) при ввозе на территорию Российской Федерации номерных агрегатов транспортных средств.
Как видно из материалов дела декларация на запасную часть автомобиля, б/у, рама в сборе с ходовой частью без двигателя, с установленным бортовым кузовом и крановой установкой: "данные изъяты". оформлена таможенным органом N от ДД.ММ.ГГГГ, была выдана ООО " "данные изъяты"", который в свою очередь, продал раму Рабаеву Э.В. Заявителем в установленном законом порядке лист к декларации предъявлен в целях регистрации замены кузова на принадлежащем ему автомобиле (л.д. 53).
Ссылки представителя УМВД по Хабаровскому краю на положения абз. 7 п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", судебная коллегия не принимает.
Согласно данной норме регистрация не осуществляется, если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г.
Вместе с тем, номерные агрегаты не поименованы в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", в связи с чем ООО " "данные изъяты"", осуществивший ввоз номерного агрегата в Российскую Федерацию в сентябре 2012 г., утилизационный взнос не уплачивал и на него такая обязанность Федеральной таможенной службой, на которую возложены функции по взиманию утилизационного взноса, не возлагалась.
На основании изложенного, подлежит исключению из решения суда выводы о законности действий МРЭО ГИБДД, отказавшего Рабаеву Э.В. в совершении регистрационных действий по мотиву отсутствия отметки в паспорте транспортного средства об уплате утилизационного сбора.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая, что решение МРЭО ГИБДД УВД Хабаровского края об отказе в регистрация автомобиля Рабаева Э.В. ввиду непредставления заявителем документа, удостоверяющего соответствие автомобиля установленным требованиям безопасности дорожного движения, принято в пределах компетенции данного регистрирующего органа и в соответствии с требованиями действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований заявления Рабаева Э.В. не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 июля 2013 года по заявлению Рабаева Э. В. об оспаривании действий должностных лиц оставить без изменения, апелляционную жалобу Рабаева Э.В. -без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Жельнио
Судьи И.К. Ющенко
И.В. Верхотурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.