Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Мороз И.Г.
судей Поздняковой О.Ю., Порохового С.П.
с участием прокурора Гончаровой А.Г.
при секретаре Федотовой Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 октября 2013 года гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" о понуждении организации государственной охраны объектов пункта пропуска через границу Российской Федерации, по апелляционной жалобе представителя третьего лица ООО "Охранная организация "Беркут" на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 13 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения прокурора Гончаровой А.Г., представителя ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" Морозовой Д.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" о понуждении организации государственной охраны объектов пункта пропуска через границу Российской Федерации.
В обоснование требований указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Хабаровского филиала ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" требований законодательства Российской Федерации в части обустройства и функционирования смешанного грузопассажирского постоянного двустороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации "данные изъяты" при заключении государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ на оказание в ДД.ММ.ГГГГ услуг по осуществлению режима в указанном пункте пропуска.
Установлено, что в соответствии с п. 1.1 Устава ФГУ "Росгранстрой", утвержденного приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФГУ "Росгранстрой" на праве оперативного управления, осуществляют в установленном порядке Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации. ФГУ "Росгранстрой" на основании п. 1.2 Устава является федеральным государственным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации. В целях реализации предмета деятельности ФГУ "Росгранстрой", в соответствии с п. 3.2.8 Устава, за счет средств федерального бюджета выполняет организацию охраны закрепленных в оперативном управлении зданий и сооружений.
Хабаровский филиал ФГКУ "Росгранстрой" является обособленным структурным подразделением, осуществляющим свою деятельность от имени ФГУ "Росгранстрой" на основании Положения, утвержденного приказом ФГУ "Росгранстрой" от 17.06.2009 года N "О создании филиала ФГУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г..Хабаровске. В пределах утвержденной бюджетной сметы Хабаровский филиал ФГУ "Росгранстрой" в целях реализации предмета деятельности наряду с иными выполняет за счет средств федерального бюджета организацию охраны закрепленных в оперативном управлении или безвозмездном пользовании ФГУ "Росгранстрой" зданий, помещений, сооружений и земельных участков. Приказом Росграницы от 13.01.2011 года N "О внесении изменений в Устав Федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N), согласно Федеральному закону от 08.05.2010 года N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", тип существующего ФГУ "Росгранстрой" изменен на ФГКУ "Росгранстрой". В соответствии с пунктом 6.1 Устава имущество ФГКУ "Росгранстрой" является федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с чем здание, помещения, сооружения и территории СМПП "Покровка" являются федеральной собственностью, кроме того в них размещаются таможенные и пограничные органы, входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти - Федеральной таможенной службы и Федеральной службы безопасности, и иные федеральные органы исполнительной власти.
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права оперативного управления N N, выданными ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю. Как установлено в ходе проверки, ДД.ММ.ГГГГ ФГУ "Росгранстрой", действующее от имени Российской Федерации, в лице директора Хабаровского филиала ФГКУ "Росгранстрой" ФИО3, в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N от ДД.ММ.ГГГГ, заключило с ООО "Охранная организация "Беркут" в лице директора ФИО4 государственный контракт N. Согласно п. 1.1 данного государственного контракта исполнитель взял на себя обязательство по оказанию по заданию заказчика услуг по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенного по адресу: "адрес", а заказчик обязался оплатить оказанные услуги. Пунктом 1.3. государственного контракта N срок его действия сторонами установлен с момента заключения (то есть с ДД.ММ.ГГГГ) до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, к которым, согласно п. 1, относятся здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.
Под пунктом пропуска через Государственную границу, в соответствии с требованиями ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации", понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского "(торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Полномочия по осуществлению деятельности, связанной с пропуском через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, на основании ст. 28 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1, возложены на федеральные органы исполнительной власти, в том числе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области иностранных дел, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области безопасности, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на Государственной границе таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля. Паспортом СМПП "Покровка", разработанным в порядке Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 года N 757 "О паспортах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации", и утвержденным ДД.ММ.ГГГГ совместным решением руководителей контрольных органов и исполняющим обязвнности руководителя администрации СМПП "Покровка" ФИО5, установлено, что земельный участок, на котором располагается названный пункт пропуска через государственную границу, является федеральной собственностью.
Кроме того, разделом III вышеуказанного паспорта утверждены территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие соответствующие виды контроля в пункте пропуска, к которым относятся: Служба в г..Бикине ПУ ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО; Хабаровская таможня; Территориальный отдел Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах; Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО. Прокуратурой установлено и не опровергается положениями государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ, что в настоящее время ООО "Охранная организация "Беркут" в СМПП "Покровка" осуществляет деятельность по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. Положениями ст. 22 Закона РФ от 1.04.1993 года N 4730-1 установлено, что режим в пунктах пропуска через Государственную границу осуществляется исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. При этом режим в пунктах пропуска включает в себя правила въезда, пребывания и выезда из указанных пунктов лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных и не регулирует вопросы охраны зданий, помещений, сооружений и территорий, на которых размещены федеральные органы исполнительной власти. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года N 963 "О порядке установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" в соответствии с Законом РФ от 01.04.1993 года N 4730-1 и международными договорами Российской Федерации.
Приказом Дальневосточного территориального управления Федерального Агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.07.2011 года N 45 в целях реализации Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 года N 963 в соответствии со ст. 22 Закона РФ от 01.04.1993 года N 4730-1, приказа Федерального Агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 года N 451-ОД "Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", утверждены правила режима в СМПП "Покровка". Пунктом 2 Правил режима в СМПП "Покровка" установлено, что режим в пункте пропуска включает правила въезда, пребывания и выезда из него транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемых исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
Режим в пункте пропуска "Покровка" установлен с учетом требований инструкций о пропускному и внутриобъектовому режимам и планов обеспечения транспортной безопасности, утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и регламентирует исчерпывающий перечень целей осуществления режима, к которым относятся обеспечение: порядка, исключающего проникновение посторонних лиц на территорию, объекты, в административное здание пункта пропуска, а также на причал иностранных и российских судов заграничного плавания; ограничения допуска лиц к автотранспортным средствам и речным судам и на их борт; предотвращения незаконного выноса (вывоза) с территории пункта пропуска материальных ценностей и грузов, принятых к перевозке, а также несанкционированного вноса (ввоза) на его территорию огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, других опасных грузов, запрещенных к перевозке; предотвращения незаконного выноса (вывоза) с территории пункта без разрешения пограничного и таможенного органов товаров, ввезенных в Российскую Федерацию, в отношении которых не завершено надлежащее оформление, либо находящихся под пограничным и таможенным контролем; беспрекословного выполнения требований установленного режима в пункте пропуска "Покровка" всеми должностными и физическими лицами. При этом Правилами режима в СМПП "Покровка" не регламентирован порядок осуществления государственной охраны здания (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территории федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих соответствующие виды контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, пересекающих Государственную границу через указанный пункт пропуска Российской Федерации при обеспечении режима в пункте пропуска "Покровка".
Таким образом, проверкой установлено, что в настоящее время, в нарушение требований п. 1 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", здание, помещения, сооружения СМПП "Покровка", являющиеся федеральной собственностью и используемые Хабаровским филиалом ФГКУ "Росгранстрой" на праве оперативного управления, в которых размещены федеральные органы исполнительной власти в целях осуществления соответствующих видов контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, не охраняются. Согласно п. 4.1 Устава в права и обязанности ФГУ "Росгранстрой" входит, в том числе, использование имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, в соответствии с целями своей деятельности, а также заключение с юридическими и физическими лицами договоров, соответствующих целям деятельности и Уставу. При этом ФГКУ "Росгранстрой" в лице Хабаровского филиала ФГКУ "Росгранстрой", использующее федеральное имущество на праве оперативного управления - здание, помещения, сооружения СМПП "Покровка", в которых осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти - не предприняло необходимых мер к использованию закрепленного за ним имущества в соответствии с целями своей деятельности. В частности, ФГКУ "Росгранстрой" в лице Хабаровского филиала ФГКУ "Росгранстрой" не обеспечило организацию эксплуатации зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного таможенного и иных видов контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе, путем заключения государственного контракта с организацией, уполномоченной осуществлять государственную охрану в СМПП "Покровка".
Кроме того, ФГКУ "Росгранстрой" в лице Хабаровского филиала ФГКУ "Росгранстрой", наделенное обособленным имуществом, не исполнило непосредственные обязанности, предусмотренные п. 4.2 Устава, в том числе в полном объеме не выполнило свои функции, возложенные п. 3.2.8 Устава - не организовало государственную охрану закрепленных в оперативном управлении зданий, помещений, сооружений и территорий путем заключения государственного контракта на оказание соответствующего вида услуг. Допущенные ФГКУ "Росгранстрой" в лице Хабаровского филиала ФГКУ "Росгранстрой" нарушения требований действующего законодательства по обустройству и функционированию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в части не обеспечения государственной охраны здания, помещений, сооружений, территории СМПП "Покровка", нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности объектов, расположенных в пункте пропуска и защите указанных объектов, выполняемых в целях безопасного и беспрепятственного осуществления федеральными органами исполнительной власти на принципах законности, непрерывности, системности и комплексности соответствующих видов контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, пересекающих Государственную границу через указанный пункт пропуска Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ Хабаровский транспортный прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом количество лиц, осуществляющих от имени Российской Федерации соответствующие виды таможенного, пограничного и иных видов контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, пресекающих государственную границу Российской Федерации через СМПП "Покровка", определить невозможно.
Просит суд обязать ФГКУ "Росгранстрой" в лице Хабаровского филиала ФГКУ "Росгранстрой" обеспечить государственную охрану объектов СМПП "Покровка", в том числе здания, помещений, сооружений, территории, в которых размещены и осуществляют на постоянной основе федеральные органы исполнительной власти деятельность по проведению соответствующих видов контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, пересекающих Государственную границу через указанный пункт пропуска Российской Федерации, путем заключения государственного контракта на оказание соответствующего вида услуг.
В качестве третьего лица судом было привлечено ООО "Охранная организация "Беркут".
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 13 мая 2013 года, требования Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены.
На ФГКУ "Росгранстрой" в лице Хабаровского филиала ФГКУ "Росгранстрой" возложена обязанность обеспечить государственную охрану объектов СМПП "Покровка", в том числе здания, помещений, сооружений, территории, в которых размещены и осуществляют на постоянной основе федеральные органы исполнительной власти деятельность по проведению соответствующих видов контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, пересекающих Государственную границу через указанный пункт пропуска Российской Федерации, путем заключения государственного контракта на оказание соответствующего вида услуг в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с постановленным решением, представитель третьего лица ООО "Охранная организация "Беркут" в апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе, просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывая, что ФГКУ "Росгранстрой" не нарушило действующее законодательство, заключив государственный контракт с ООО "ОО "Беркут", так как имущество, принадлежащее ФГКУ Росгранстрой на праве оперативного управления не включено в перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах Внутренних дел РФ. Следовательно, если в обязанности государственной охраны не входит охрана имущества Казенных учреждений (пунктов пропуска), то право на его охрану, принадлежит в равной мере всем субъектам охранной деятельности как государственной, так и частной охраны. Считает, что СМПП "Покровка" не является объектом государственной охраны, а следовательно не подлежит государственной охране.
Письменные возражения на доводы апелляционной жалобы не поступили.
В заседание судебной коллегии представитель третьего лица ООО "Охранная организация "Беркут" не явился, заблаговременно извещен о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, ходатайствовал об отложении дела в связи занятостью и не возможностью участия в данном судебном заседании. Судебной коллегией данные причины неявки представителя третьего лица признаны не уважительными. В связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
В заседание судебной коллегии прокурор Гончарова А.Г., представитель ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" Морозова Д.С. просят решения суда первой инстанции как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая доводы апелляционной жалобы не обоснованными, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции и которым была судом дана правильная правовая оценка.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд аппеляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в аппеляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, принимавших участие в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами гражданского дела, что Хабаровской транспортной прокуратурой была проведена проверка соблюдения ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в лице Хабаровского филиала ФГКУ "Росгранстрой" требований законодательства РФ в части обустройства и функционирования смешанного грузопассажирского постоянного двухстороннего пункта пропуска через государственную границу РФ "Покровка" при заключении государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по осуществлению режима в указанном пункте пропуска.
Как установлено в ходе проверки, ДД.ММ.ГГГГ ФГУ "Росгранстрой", действующее от имени Российской Федерации, в лице директора Хабаровского филиала ФГКУ "Росгранстрой" ФИО3, в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N от ДД.ММ.ГГГГ, заключило с ООО "Охранная организация "Беркут" в лице директора ФИО4 государственный контракт N сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно абзацу 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" охранная деятельность коммерческих организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года N 587 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране.
ФГКУ "Росгранстрой" в лице Хабаровского филиала ФГКУ "Росгранстрой", наделенное обособленным имуществом, не исполнило непосредственные обязанности, предусмотренные п. 4.2 Устава, в том числе в полном объеме не выполнило свои функции, возложенные п. 3.2.8 Устава - не организовало государственную охрану закрепленных в оперативном управлении зданий, помещений, сооружений и территорий путем заключения государственного контракта на оказание соответствующего вида услуг.
ФГКУ "Росгранстрой" в лице Хабаровского филиала ФГКУ "Росгранстрой" не обеспечило организацию эксплуатации зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного таможенного и иных видов контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе, путем заключения государственного контракта с организацией, уполномоченной осуществлять государственную охрану в СМПП "Покровка".
Установив, что объекты, переданные ФГКУ "Росгранстрой" по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N под охрану коммерческой организации, относятся к числу объектов, подлежащих государственной охране в силу пункта 1 названного Перечня, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о нарушениях действующего законодательства по обустройству и функционированию пунктов пропуска через государственную границу и удовлетворил иск.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судебное решение подлежит отмене как необоснованно и незаконно постановленное по требованиям прокурора, судебная коллегия находит несостоятельными, так как опровергаются вышеизложенными обстоятельствами. Иные доводы, указанные в апелляционной жалобе не имеют правового значения для разрешения заявленных Прокурором требований в защиту неопределённого круга лиц.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Судебная коллегия считает постановленное по делу решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 13 мая 2013 года по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" о понуждении организации государственной охраны объектов пункта пропуска через границу Российской Федерации, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя третьего лица ООО "Охранная организация "Беркут" без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путём подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Мороз И.Г.
Судьи: Позднякова О.Ю.
Пороховой С.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.