Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего С.В.Кустовой
судей Е.В.Волошиной, Е.П.Иском
при секретаре Е.В.Козиной
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 октября 2013 года гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об обязании провести капитальный ремонт на участках пути по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 02 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения прокурора Лазаревой Н.А., представителей ОАО "РЖД" Зарубиной Н.С., Корнус Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об обязании провести капитальный ремонт на участках пути. В обоснование заявленных требований указал, что Хабаровской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта. Проверкой установлено, что в 6 Хабаровской дистанции пути требуется капитальный ремонт пути на участке "данные изъяты". В соответствии с п. 5.1 Положения о системе ведения путевого хозяйства ОАО "Российские железные дороги", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от ДД.ММ.ГГГГ N производство капитального ремонта бесстыкового пути осуществляется после пропущенной осевой нагрузки поездов (грузонапряженности) общим весом "данные изъяты". Не смотря на то, что на ДД.ММ.ГГГГ в дистанциях пути запланированы объемы капитальных работ, а также значительное количество планово-предупредительного ремонта пути, капитальный ремонт указанных участков пути не проведен, в связи с чем, эксплуатация железнодорожных путей не отвечает требованиям безопасности, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц. Просит обязать ОАО "Российские железные дороги" провести на участках пути Дальневосточной железной дороги в Хабаровском регионе на участке "данные изъяты".
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 02 июля 2013 года исковые требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворены частично. На Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт участков пути Дальневосточной железной дороги: "данные изъяты" В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "РЖД" Епифанцева А.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушения судом норм материального права. Полагает, что проведение модернизации и капитального ремонта пути планируется на участках, где помимо наработки тоннажа отмечено неудовлетворительное фактическое состояние пути и существует реальная угроза ухудшения безопасности движения поездов и не обеспечения требований перевозочного процесса. Наличие наработки на железнодорожном пути тоннажа в объеме 100 % и более от нормативного не является фактом неудовлетворительного фактического состояния пути и причиной для безотлагательного проведения капитального ремонта или реконструкции пути.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены принятого судом решении не имеется.
В соответствии с п.1 ст. 15 ФЗ от 10.01.2003г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статей 1, 2, 10, 15, 20 Федерального закона N 17-ФЗ от 10 января 2003 года "О железнодорожном транспорте в РФ", согласно которым безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам. Владельцы инфраструктур и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.
Согласно Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 г. N 286 Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Судом первой инстанции верно установлено, что на участках пути Дальневосточной железной дороги: "данные изъяты", в связи с наработкой норматива пропущенного тоннажа, требуется капитальный ремонт.
При этом суд первой инстанции в соответствии с Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО РЖД N от ДД.ММ.ГГГГ, а также Техническими условиями на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденными распоряжением ОАО РЖД от ДД.ММ.ГГГГ учел, что наработка норматива пропущенного тоннажа является основным, но не безусловным основанием для проведения капитального ремонта в текущем году, а определяется по соответствию фактического состояния пути установленным требованиям эксплуатации. С учетом приведенных нормативных актов, а также Распоряжения Nр судом проведена комплексная оценка параметров состояния объектов пути и подразделения на уровни. При этом суд обоснованно отказал в удовлетворении требований транспортного прокурора об обязании собственника провести капитальный ремонт пути на тех его участках, где отсутствует сверхнормативная наработка тоннажа, либо при наличии сверхнормативной наработки, оценка состояния пути - хорошо или отлично.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушения требований безопасности движения влекут угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций, причинение ущерба окружающей среде, а также создают потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, в связи с чем, принял законное и обоснованное решение об удовлетворении исковых требований Хабаровского транспортного прокурора в части.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом судебной проверки и в решении суда им дана надлежащая правовая оценка; указанные доводы не опровергают выводы суда и не содержат ни материально-правовых, ни процессуальных оснований к отмене постановленного по делу решения.
Решение суда мотивировано, постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы судебная коллегия признает несостоятельными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 02 июля 2013 года по гражданскому делу по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об обязании провести капитальный ремонт на участках пути - оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В.Кустова
Судьи: Е.В.Волошина
Е.П.Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.