Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.,
судей Иском Е.П.,
Волошиной Е.В.
при секретаре Козиной Е.В.,
рассмотрела 23 октября 2013 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храмцовой Е. А. к Министерству строительства Хабаровского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат по апелляционной жалобе представителя истца Храмцовой Е. А. - Храмцова Л. Г. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 01 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., пояснения представителя истца Храмцовой Е.А. - Храмцова Л.Г., представителя ответчика Министерства строительства Хабаровского края - Бартощук Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Храмцова Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству строительства Хабаровского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат. В исковом заявлении указала, что является ветераном ВОВ (тружеником тыла), ветераном труда, "данные изъяты", распоряжением главы Ульчского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение специальной выплаты на приобретение жилья" она принята на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело N, в ДД.ММ.ГГГГ из администрации Ульчского муниципального района ей сообщили, что она в ДД.ММ.ГГГГ. получит жилищный сертификат, в ДД.ММ.ГГГГ. получила письмо из администрации о включении её в сводный список граждан-участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ её учетное дело возвращено в администрацию Ульчского муниципального района без распределения государственного жилищного сертификата, она стоит в программе переселения как "данные изъяты", по закону должны в первую очередь обеспечить инвалидов.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 05.06.2013г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края, Министерство регионального развития РФ.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 01 августа 2013 года в удовлетворении исковых требований Храмцовой Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Храмцовой Е.А. - Храмцов Л.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его необоснованность, указывает на то, что судом неверно установлены обстоятельства дела, судом не установлено, о каком учетном деле ежегодно оповещает её администрация муниципального образования, с ДД.ММ.ГГГГ. администрация Ульчского района ежегодно просит её писать заявление для формирования учетного дела, суд не затребовал её учетное дело N, не проверил, в связи с чем Храмцова Е.А. ежегодно подавала заявление для формирования учетного дела, соответствует ли формирование очередности требованиям п.п.16,17,24,25 Постановления Правительства РФ N879 от 10.12.2002г., не проверен единый список граждан, изъявивших желание получить сертификат на 2011-2013г.г., сводный список граждан-получателей сертификатов в 2011-2013г.г., не установлено движение очередности по единому списку граждан, имеющих право на получение социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, не проверил сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на текущий год, начиная с 2006г., не проверил информацию о получении жилищных сертификатов граждан, относящихся к категории "данные изъяты" вставших на учет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно Федерального закона N131-ФЗ от 25.07.1998г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", опубликованного 31.07.1998г., жилищные сертификаты по программе переселения из районов Крайнего Севера должны были получать граждане, вставшие на учет после 31.07.1998г., а не до 11.04.1996г., порядок распределения сертификатов в 2012г. не соответствует действующему законодательству, применять положение о 30 процентах средств федерального бюджета гражданам категории "Инвалиды" краевые власти обязаны были с 2013 финансового года.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание судебной коллегии представители Министерства регионального развития РФ, администрации Ульчского муниципального района не явились, заблаговременно извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не направили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Явившийся в судебное заседание в суд апелляционной инстанции представитель истца Храмцовой Е.А. - Храмцов Л.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства строительства Хабаровского края - Бартощук Л.А. пояснила, что с решением суда согласна, истцу не отказывали в выдаче сертификата, в порядке очередности истице будет выдан сертификат.
В соответствии со ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" установлено право граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета при выезде из указанных районов, реализуемой через жилищный сертификат.
В соответствии со ст.1 вышеуказанного Федерального закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В силу положений ст.2 если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
С ДД.ММ.ГГГГ из очереди на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом исключаются граждане, которые выезжают из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, и которым предоставление жилищных субсидий осуществляется на основании Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с сохранением имеющейся очередности.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации вправе направить на предоставление гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий во вторую - четвертую очереди, установленные настоящей статьей, не более чем тридцать процентов средств федерального бюджета, выделенных на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период данному субъекту Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы о применении положений ст.2 указанного закона с 2013 финансового года являются необоснованными, поскольку вышеназванные изменения в статью 2 Федерального закона от 25.10.2002г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" согласно Федерального Закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", вступили в законную силу с 1 января 2012 года, и, следовательно, подлежат применению с указанного периода.
Согласно ст.3 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В целях реализации названного Федерального закона Правительством Российской Федерации Постановлением от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, истица Храмцова Е.А. в настоящее время состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с ДД.ММ.ГГГГ в категории - "инвалиды".
Также судом первой инстанции установлено, что в Сводном списке по Хабаровскому краю граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2012г. истица значилась под номером 247, в 2013 году значится под номером 145.
С учетом Распоряжения Правительства РФ от 22 февраля 2012г. N 233-р, которым утвержден График выпуска и распределения в 2012году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, по Хабаровскому краю для распределения социальных выплат было предусмотрено "данные изъяты", которые были распределены: "данные изъяты"
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, учитывая, что выдача жилищного сертификата происходит в очередном порядке, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что жилищный сертификат не был выдан истице Министерством строительства Хабаровского края правомерно, что в данном случае отсутствует спор о праве на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности.
Оснований для признания указанных выше выводов суда неправильными у судебной коллегии не имеется.
Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы и соответствуют собранным по делу доказательствам и действующему законодательству. Оценка юридически значимым обстоятельствам и доказательствам дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене либо изменению по доводам жалобы не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 01 августа 2013 года по делу по иску Храмцовой Е. А. к Министерству строительства Хабаровского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Храмцовой Е. А. - Храмцова Л. Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий С.В.Кустова
Судьи Е.П.Иском Е.В.Волошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.