Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.И.Куликовой
судей Е.В.Волошиной, Е.П.Иском
при секретаре Н.В.Владимировой
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 ноября 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Нанайского района Хабаровского края о признании противоречащим закону и недействующим постановления администрации сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского района Хабаровского края от 06.05.2011г. N 57 "Об утверждении порядка расчета восстановительной стоимости земных насаждений" по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского муниципального района Хабаровского края на решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 30 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нанайского района обратился в суд с заявлением в порядке ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, ст. 28 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" о признании противоречащим закону и недействующим постановления администрации сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского района Хабаровского края от 06.05.2011г. N 57 "Об утверждении порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений и исчисления ущерба наносимого сносом и (или) повреждением их на территории сельского поселения "Село Троицкое" (в редакции постановления администрации сельского поселения "Село Троицкое" от 20.02.2013г. N 12). В обоснование заявления указал, что прокуратурой Нанайского района Хабаровского края во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", указания прокурора Хабаровского края от 31.03.2010г. N 65/7 "О предоставлении информации об оценке работы органов местного самоуправления по приведению нормативной базы в соответствие с федеральным законодательством", проведена ревизия нормативных правовых актов муниципальных образований на предмет соответствия их действующему законодательству Российской Федерации. Было установлено, что администрацией сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского муниципального района Хабаровского края принято постановление от 06.05.2011г. N 57 (в редакции постановления администрации сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского муниципального района Хабаровского края от 20.02.2013г. N 12). Пунктом 1 данного постановления утвержден Порядок расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений и исчисления ущерба, наносимого сносом и (или) повреждением их на территории сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского муниципального района. Указывает, что данное постановление противоречит действующему законодательству, поскольку в соответствии с ст. 72 ч. 1 п. "д" Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Полномочиями по правовому регулированию общественных отношений по вопросам размещения, использования, воспроизводства, содержания, охраны, сохранения и восстановления зеленых насаждений сельское поселение "Село Троицкое" не наделено, в связи с чем определение порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений и исчисления ущерба, наносимого сносом и (или) повреждением их на территории сельского поселения "Село Троицкое" является превышением полномочий предоставленных сельскому поселению ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". По результатам проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Нанайского района на постановление администрации сельского поселения принесен протест, который ДД.ММ.ГГГГ главой сельского поселения "Село Троицкое" ФИО был отклонен. В силу ч. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 30 августа 2013 года заявление прокурора Нанайского района удовлетворено. Постановление администрации сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского района Хабаровского края от 06.05.2011г. N 57 "Об утверждении порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений и исчисления ущерба, наносимого сносом и (или) повреждением их на территории сельского поселения "Село Троицкое" (в редакции постановления администрации сельского поселения "Село Троицкое" от 20.02.2013г. N 12) признано противоречащим закону и недействующим.
В апелляционной жалобе глава сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского муниципального района Хабаровского края ФИО просит решение суда отменить, поскольку в соответствии с п. 19 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории поселения (включая озеленение), а также использования, охраны защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений отнесены к вопросам местного значения. При этом сведения о размере причиненного ущерба в результате незаконной рубки зеленых насаждений на территории сельского поселения обязательны для привлечения виновного лица к ответственности.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 61 названного закона зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
В статье 6 названного Федерального закона, определяющей полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлено, что указанные органы вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществлять контроль за их исполнением.
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относит решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (пункт 2 статьи 26.3).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010г. N 1261-О-О установлено, что в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федерального закона по соответствующему предмету совместного ведения законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться не указанные в пункте 2 статьи 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по такому предмету совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Соответственно, отношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами по вопросам сохранения и восстановления зеленых насаждений могут регулироваться законами субъектов Российской Федерации - с соблюдением полномочий органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).
Озеленение территорий населенных пунктов предполагает воспроизводство зеленых насаждений, т.е. древесно-кустарниковой и травянистой растительности (городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники и т.д.) взамен уничтоженных или поврежденных. Следовательно, полномочие по благоустройству и озеленению территории предполагает и рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений.
Названный Федеральный закон предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации - по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 1 статьи 6).
В соответствии с п.п. 8.6.1, 8.6.6-8.6.12 приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011г. N 613 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" установлены полномочия администрации муниципального района в сфере охраны окружающей среды, в том числе установления запрета на самовольную вырубку деревьев и кустарников; выдачу разрешения на снос крупномерных деревьев и кустарников, попадающих в зону застройки или прокладки подземных коммуникаций, установки высоковольтных линий и других сооружений в границах муниципального образования; взимание восстановительной стоимости за вынужденный снос крупномерных деревьев и кустарников, связанных с застройкой или прокладкой подземных коммуникаций; производить выдачу разрешения на снос деревьев и кустарников после оплаты восстановительной стоимости; определять размер восстановительной стоимости зеленых насаждений и место посадок
Анализируя приведенные правовые нормы в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что постановление администрации сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского муниципального района Хабаровского края от 06.05.2011г. N 57 "Об утверждении порядка расчетов восстановительной стоимости зеленых насаждений и исчислении ущерба наносимого сносом и (или) повреждением их на территории сельского поселения "Село Троицкое" (в редакции постановления администрации сельского поселения "Село Троицкое" от 20.02.2013г. N 12) соответствует действующему законодательству в сфере охраны окружающей среды.
Принимая оспариваемое постановление, администрация сельского поселения действовала в пределах установленных Федеральным законодательством, а именно с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" поскольку приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011г. N 613 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" делегированы полномочия администрации муниципального района в сфере охраны окружающей среды, в том, что числе и право определять размер восстановительной стоимости зеленых насаждений.
При таких обстоятельствах решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 30 августа 2013 года, подлежит отмене, как вынесенное с неправильным применением норм материального права. Судебная коллегия с учетом вышеприведенных правовых норм, полагает, чтотребование прокурора Нанайского района Хабаровского края о признании недействующим Постановления администрации сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского района Хабаровского края от 06.05.2011г. N 57 "Об утверждении порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений и исчисления ущерба, наносимого сносом и (или) повреждением их на территории сельского поселения "Село Троицкое" (в редакции постановления администрации сельского поселения "Село Троицкое" от 20.02.2013г. N 12) не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Удовлетворить апелляционную жалобу Администрации сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 30 августа 2013 года отменить и вынести новое решение.
В удовлетворении заявления прокурора Нанайского района Хабаровского края о признании противоречащим закону и недействующим постановления администрации сельского поселения "Село Троицкое" Нанайского района Хабаровского края от 06.05.2011г. N 57 "Об утверждении порядка расчета восстановительной стоимости земных насаждений" отказать.
Председательствующий: И.И.Куликова
Судьи: Е.В.Волошина
Е.П.Иском
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.