Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н.,
при секретаре Москалевой С.Ф.,
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алояна Р.Д. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Заволжского района города Ярославля N 70/516-5 от 07.08.2013 года о регистрации Фадеичева П.А. кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N5,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N75/427-5 назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N75/428-5 на территориальную избирательную комиссию Заволжского района г.Ярославля возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Заволжского района города Ярославля N 70/516-5 от 07.08.2013 года Фадеичев П.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N5.
Зарегистрированный кандидат депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N5 Алоян Р.Д. обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что в числе представленных Фадеичевым П.А. для регистрации документах был представлен первичный финансовый отчет, с приложениями к нему, датой не соответствующей требованиям, установленным пунктом 8.2 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов избирательных объединений, кандидатов при проведении выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва, утвержденной Постановлением ИК ЯО от 19.06.2013 N 75/432-5, согласно которому финансовый отчет составляется на дату, предшествующую дню подачи документов на регистрацию. Кроме того, Фадеичевым П.А. представлено недостаточное для его регистрации количество достоверных подписей избирателей.
Полагает, что допущенные нарушения существенным образом нарушают его права, поскольку предоставляют преимущества его конкуренту, нарушают принцип равенства прав и обязанностей кандидатов.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Касаткина Ю.В. поддержала заявленные требования.
Представитель территориальной избирательной комиссии Заволжского района города Ярославля по доверенности Грибанов С.С. с заявленными требованиями не согласился, указав на то, что допущенные Фадеичевым П.А. нарушения не являлись существенными, были устранены путем подачи заявлений о внесении уточнений и дополнений и не являлись основанием для отказа в регистрации кандидата.
Фадеичев П.А. с заявлением не согласился, указав на то, что отсутствуют правовые основания для отказа в регистрации кандидата.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) (далее Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе:
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "д").
Пункт 1 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предусматривает, что в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи, но не может составлять менее 10 подписей.
Согласно пункту 2 ст. 47 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" от 02.06.2003 г. N27-з (далее - Закон Ярославской области) в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Ярославской областной Думы, выдвигаемого по одномандатному избирательному округу, должно быть собрано в порядке, установленном настоящим Законом, 0,5 процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей.
Постановлением Ярославской областной Думы от 29.01.2013 N 3 утверждена Схема образования одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ярославской областной Думы, согласно которой в избирательном округе N 5 зарегистрировано 45 618 избирателей.
Таким образом, для регистрации Фадеичева П.А. в качестве кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 требовалось 228 подписей, отданных избирателями в его поддержку.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов ТИК Заволжского района г.Ярославля признано достоверными и действительными 243 подписи избирателей из общего количества 251 подписей, представленных Фадеичевым П.А. для регистрации.
Вместе с тем, представленные на обозрение суда подписные листы позволяют сделать вывод о том, что недействительными являются еще 36 подписи.
Так, согласно п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума (пункт е); а также все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (пункт з).
Установлено, что в подписных листах N 13, 14, 16-18, 20-26, 35, 38 местом жительства кандидата Фадеичева П.А. указано "адрес", которое не соответствуют действительности.
Согласно ст. 65 Конституции Российской Федерации Московская область и город Москва являются самостоятельными субъектами Российской Федерации и город Москва, как город федерального значения не входит в состав Московской области. Также согласно паспорту Фадеичева П.А. он зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес". Таким образом, сведения в названных подписных листах о проживании кандидата в Московской области не соответствуют действительности. В указанных листах содержится 28 подписей избирателей (с учетом 2 подписей признанных, согласно Ведомости проверки подписных листов, недостоверными территориальной избирательной комиссией в подписном листе N22), необоснованно признанные ТИК действительными. Более того, в подписном листе N21 имеется неоговоренное исправление в сведении о месте жительства сборщика подписей (в слове "данные изъяты"), а в подписном листе N35 - неоговоренное исправление в сведении о дате рождения сборщика подписей (в слове "данные изъяты"), что также является основанием для признания недействительными подписей избирателей в названных подписных листах.
Заявление Фадеичева П.А. о внесении изменений в указанные подписные листы в части неверного указания субъекта РФ, в котором он проживает, принято во внимание ТИК необоснованно, поскольку п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ не предусматривает возможности вносить изменения (устранять ненадлежащее оформление) в подписные листы с подписями избирателей, после их передачи в избирательную комиссию.
Кроме того, в подписном листе N9 имеется неоговоренное исправление в сведениях о сборщике подписей (в слове "данные изъяты"), в подписном листе N77 - неоговоренное исправление в сведении о номере паспорта сборщика подписей, в подписном листе N80 (строка 3) имеются неоговоренные исправления относительно даты внесения подписи избирателем, что также влечет признание недействительными 6 подписей избирателей.
Из изложенного следует, что Фадеичевым П.А. не представлено необходимого количества достоверных подписей избирателей ((243-34=209) при требуемом количестве -228).
В соответствии с пп. д) п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Исходя из изложенного, у суда имеются основания для удовлетворения заявления Алояна Р.Д. и признания решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Фадеичева П.А. незаконным.
При этом, суд не соглашается с позицией заявителя о недействительности подписей избирателей на строке 1 листа N 10, а также на листах N 32, 55, 79 поскольку суд не усматривает в названных подписных листах каких либо исправлений. Также не могут быть приняты во внимание доводы о нарушении требований к оформлению и форме всех подписных листов.
В соответствии с пунктом 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону
Так, в подписном листе должно содержаться наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Согласно ст. 6 Закона Ярославской области от 01.10.2010 N30-з "Устав Ярославской области" законодательным (представительным) органом государственной власти Ярославской области является Ярославская областная Дума.
Соответственно, название органа "Ярославская областная Дума" Фадеичевым П.А. указано верно. В этой части доводы заявителя несостоятельны.
Указание на избирательный фонд, за счет которого изготовлены подписные листы, не может считаться нарушением формы подписного листа.
Пункт 5 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.
Как видно из материалов дела, в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения кандидата Фадеичева П.А., наряду с номером специального избирательного счета содержится запись, подтверждающая лишь то, что изготовление подписных листов оплачено из избирательного фонда кандидата.
Поскольку изготовление подписных листов должно производиться при условии предварительной оплаты их изготовления за счет средств избирательного фонда кандидата, то указание об этом в подписном листе не может быть признано нарушением формы. Также и указание на номер корреспондирующего счета не свидетельствует о нарушении формы подписного листа, поскольку указанный номер относится, согласно выписки из лицевого счета Фадеичева П.А. в Сбербанке России, к специальному избирательному счету кандидата.
Также, суд не соглашается с позицией заявителя о нарушении закона при представлении кандидатом в ТИК первичного финансового отчета, с приложениями к нему.
Согласно п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.
Пунктами 1 и 2 ст.77 Закона Ярославской области предусмотрено, что кандидаты, избирательные объединения представляют в соответствующую избирательную комиссию для регистрации первый финансовый отчет одновременно с документами, определенными пунктом 1 статьи 50 настоящего Закона.
Перечень документов, прилагаемых к первому и итоговому финансовым отчетам, определяется организующей выборы избирательной комиссией.
Такой порядок установлен Инструкцией о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов избирательных объединений, кандидатов при проведении выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва, утвержденной Постановлением ИК ЯО от 19.06.2013 N 75/432-5. Согласно пункту 8.2 Инструкции первый финансовый отчет представляется избирательным объединением, кандидатом в соответствующую избирательную комиссию одновременно с документами, необходимыми для регистрации, определенными пунктом 1 статьи 50 Закона Ярославской области. Первый финансовый отчет составляется на дату, предшествующую дню подачи документов на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию.
Вместе с тем суд приходит к выводу, что положение названной Инструкции о предоставлении первого финансового только на дату, предшествующую дню подачи документов на регистрацию не подлежит применению в силу п.6 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ как противоречащее названному Федеральному закону.
Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации (пункт 11 ст.58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Таким образом, кандидат имеет право создать избирательный фонд с открытием специального избирательного счета, в любой день в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об его выдвижении (при наличии разрешения) до представления документов для его регистрации, в том числе в последний день предъявления документов для его регистрации.
Принимая во внимание то, что первый финансовый отчет с приложениями может быть составлен, только после создания избирательного фонда и открытия специального избирательного счета, установленное пунктом 8.2 Инструкции требование о дате первого финансового отчета, как дате предшествующей дню подачи документов на регистрацию, ограничивает право кандидата на открытие специального избирательного счета и создание избирательного фонда в последний день подачи документов на регистрацию, поскольку кандидат создавший избирательный фонд в последний день подачи документов объективно не сможет представить в избирательную комиссию первый финансовый отчет, составленный на дату, предшествующую дню подачи документов на регистрацию.
В судебном заседании установлено, что первичный финансовый отчет подан Фадеичевым П.А. в последний день подачи документов на регистрацию и датирован той же датой - 29.07.2013 года. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что документ оформлен надлежащим образом и не считается не поданным. В этой части утверждение заявителя является несостоятельным.
Исходя из изложенных выше оснований, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению, решение территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Алояна Р.Д. удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Заволжского района города Ярославля N 70/516-5 от 07.08.2013 года о регистрации Фадеичева П.А. кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N5.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 5-дневный срок, со дня принятия судом решения.
Председательствующий К.Н Игнатов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.