Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Москалевой С.Ф.
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лифанова В.А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Мышкинского района от 8 августа 2013 года N 53/227 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Лифанова В.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N75/427-5 назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N75/428-5 на территориальную избирательную комиссию Мышкинского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 22 по выборам депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии Мышкинского района от 8 августа 2013 года N 53/227 отказано в регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 22 Лифанова В.А ... Основанием для отказа явилось недостаточное количество достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, представленных для регистрации.
Лифанов В.А. обратился в Ярославский областной суд с заявлением об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Мышкинского района от 8 августа 2013 года. В заявлении ставится вопрос об отмене данного решения, возложении на избирательную комиссию обязанности зарегистрировать кандидата Лифанова В.А.
Из заявления следует, что кандидатом представлено 219 подписей избирателей, 141 подпись признана комиссией недействительной, 78 подписей признаны комиссией достоверными. Для принятия решения о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N 22 требуется представить не менее 199 подписей избирателей.
В заявлении приводятся следующие мотивы несогласия с принятым комиссией решением: 108 подписей избирателей комиссией признаны недействительными в связи с неуказанием кода подразделения, выдавшего паспорт сборщика подписей. 18 подписей избирателей признаны недействительными в связи с неполнотой указания адреса места жительства избирателей. 6 подписей избирателей признаны недействительными в связи с наличием неоговоренных исправлений в части указаний данных о лице, собиравшем подписи. 3 подписи избирателей признаны недействительными в связи с наличием неоговоренных исправлений в части даты подписи избирателя. 1 подпись избирателя признана недействительной по мотиву несоответствия данных об избирателе тем сведениям, которые содержит ГАС "Выборы".
Заявитель указывает, что оснований признания недействительными приведенных 136 подписей у комиссии не было. При признании их достоверными, количество необходимых подписей составило бы 214, что достаточно для принятия решения о регистрации кандидата.
Кроме того, заявитель указывает на нарушение процедуры проверки подписей и принятия решения об отказе в регистрации кандидата избирательной комиссией. Как следует из заявления, первая проверка подписных листов осуществлена комиссией 29 июля 2013 года, о чем составлен и выдан кандидату соответствующий итоговый протокол проверки подписных листов. По итогам проверки комиссией признаны недействительными 8 подписей. Однако, 6 августа 2013 года при отсутствии законных оснований комиссия провела повторную проверку подписных листов и признала недействительной 141 подпись избирателя. При этом, итоговый протокол проверки подписных листов выдан заявителю 6 августа 2013 года в 16 часов 55 минут. Решение об отказе в регистрации кандидата вынесено комиссией 8 августа 2013 года в 16 часов 10 минут. Таким образом, решение вынесено ранее двух суток с момента выдачи итогового протокола в нарушение требований п.7 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и п.12 ст. 48 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (далее - Закон Ярославской области).
В судебном заседании заявитель Лифанов В.А. и его представитель Волков А.В. заявление поддержали. Не оспаривая наличия оснований для признания приведенных в заявлении подписей недействительными, указали на незначительность нарушений, а, кроме того, на то обстоятельство, что по сведениям ГАС "Выборы" все подписавшиеся в поддержку выдвижения кандидата Лифанова В.А. избиратели действительно зарегистрированы как избиратели данного избирательного округа, сбор подписей имел место в соответствии с требованиями закона.
Представители территориальной избирательной комиссии Мышкинского района Николаев М.В. и Сентюрина Н.А. в удовлетворении заявления возражали, в поддержание своей позиции пояснили, что подписи избирателей признаны недействительными в соответствии с требованиями закона. Представители комиссии уточнили, что 108 подписей избирателей признаны недействительным не в связи с отсутствием кода подразделения, выдавшего паспорт сборщику подписей, а в связи с неполнотой указания органа, выдавшего данному лицу паспорт.
Представители избирательной комиссии возражали против доводов заявителя о нарушении процедуры проверки подписных листов и принятия комиссией решения об отказе в регистрации кандидата Лифанова В.А. В этой части указали, что 29 июля 2013 года проверка подписных листов не осуществлялась. Подписные листы представлены кандидатом в избирательную комиссию 28 июля 2013 года. С этой даты комиссия проверяла содержание подписных листов путем направления соответствующих запросов операторам ГАС "Выборы". Проверка подписных листов была назначена на 6 августа 2013 года, о чем был извещен кандидат Лифанов В.А. При проверке подписных листов он присутствовал. В этот же день ему был выдан итоговый протокол проверки подписных листов. Рассмотрение вопроса о регистрации данного кандидата избирательной комиссией имело место 8 августа 2013 года. Таким образом, требования п.7 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ и п.12 ст. 48 Закона Ярославской области комиссией не нарушены.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что основания для отмены решения избирательной комиссии отсутствуют, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Лифанова В.А.
В соответствии с п.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с п.1 ст. 50 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, и регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения и регистрации кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 4 статьи 50 настоящего Закона.
Кандидат в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Лифанов В.А. не является кандидатом, выдвинутым политической партией или иным избирательным объединением, а потому в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 67-ФЗ и Закона Ярославской области его регистрация соответствующей избирательной комиссией могла быть осуществлена при наличии необходимого количества подписей избирателей.
В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 47 Закона Ярославской области в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом. На выборах в органы государственной власти Ярославской области подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
В поддержку выдвижения кандидата в депутаты Ярославской областной Думы, выдвигаемого по одномандатному избирательному округу, кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования Ярославской области должно быть собрано в порядке, установленном настоящим Законом, 0,5 процента подписей избирателей от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей.
Постановлением Ярославской областной Думы от 29 января 2013 года N 3 утверждена схема образования одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Ярославской областной Думы. Согласно утвержденной Схеме число избирателей избирательного округа N 22 составляет 39 727 человека. Таким образом, кандидат в депутаты Ярославской областной Думы, баллотирующийся по данному округу, обязан представить в избирательную комиссию не менее 199 подписей избирателей в свою поддержку.
Как видно из материалов дела, 22 июля 2013 года Лифановым В.А. в территориальную избирательную комиссию подано заявление о согласии баллотироваться в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 22. 28 июля 2013 года Лифановым В.А. в избирательную комиссию представлены подписные листы, содержащие 219 подписей избирателей. В результате проверки подписных листов 141 подпись избирателя признана недействительной. Таким образом, количество достоверных подписей составило - 78.
Основанием для признания недействительными подписей явилось следующее:
- 108 подписей избирателей признаны комиссией недействительными на основании пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ (папка N 1, листы 2, 4-7, 9, 11, папка N 2, листы 1, 4, 5, 8-15). В указанных подписных листах сведения об органе, выдавшем паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей, приведены неполно;
- 18 подписей избирателей признаны недействительными на основании пп. "г" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ (папка N 1 лист 1 строки 1-6, лист 12 строки 1-6, лист 13 строки 1-6). В указанных подписных листах адрес места жительства избирателя указан неполно;
- 1 подпись избирателя признана недействительной на основании п. 11 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ (папка N 1 лист 15 строка 1): избиратель дважды поставил свою подпись в поддержку кандидата Лифанова В.А. Подпись данного избирателя, содержащаяся в папке N 1 лист 2 строка 1 избирательной комиссией признана достоверной;
- 3 подписи избирателей признаны недействительными на основании пп. "е" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ (папка N 1 лист 16, строка 2; папка N 2 лист 3 строка 1, лист 7 строка 5). Данные подписи имеют неоговоренные исправления в части даты их внесения избирателем;
- 4 подписи избирателей признаны недействительными на основании пп. "а" п. 6.4. ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ (папка N 1 лист 17 строки 3-6). Подписи избирателей сделаны вне периода сбора подписей - до дня оплаты изготовления подписных листов;
- 1 подпись избирателя признана недействительной на основании пп. "в" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ (папка N 1 лист 18, строка 4). Избиратель указал сведения относительно адреса места жительства и номера и серии паспорта, не соответствующие действительности;
- 6 подписей избирателей признаны недействительными на основании пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ (папка N 1 лист 19 строки 1-6). Подписной лист содержит неоговоренные исправления в части даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей.
Суд, исследовав подписные листы, представленные кандидатом Лифановым В.А., избирательной комиссии, приходит к выводу, что признание приведенных подписей избирателей недействительными соответствует требованиям Федерального закона N 67-ФЗ.
Признание подписей избирателей недействительными на основании п. 11 ст. 37 и пп. "а" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ соответствует указанным нормам, подтверждено содержанием подписных листов, доказательствами даты оплаты подписных листов, и не оспаривается заявителем.
Суд считает, что оснований для признания недействительными 108 подписей в соответствии пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ у избирательной комиссии имелись. Как видно из подписных листов, лицами, осуществлявшими сбор подписей, неполно указаны органы, выдавшие паспорт гражданина РФ.
В качестве органа выдавшего паспорт указано: "ТП УФМС России по Ярославской области", то есть отсутствует указание на наименование или номер территориального подразделения данного органа.
В иных подписных листах в качестве органа, выдавшего паспорт гражданина РФ, указан "Некоузский РОВД", без указания субъекта Российской Федерации, где данный орган осуществлял свою деятельность (Некоузский РОВД Ярославской области).
В соответствии с п. 12 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Суд соглашается с позицией избирательной комиссии, что при неполном указании наименования органа, выдавшего паспорт, вышеприведенное требование Федерального закона N 67-ФЗ, не исполнено.
При таких обстоятельствах основания для признания недействительными подписей, содержащихся в подписном листе, в котором сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны не в полном объеме, в соответствии с пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ у избирательной комиссии имелись.
В соответствии с пп. "г" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из исследованных судом вышеприведенных подписных листов видно, что избирателями не указано наименование субъекта и района, где указанные лица зарегистрированы по месту жительства.
При таких обстоятельствах, избирательная комиссия обоснованно признала данные подписи недействительными.
Для признания подписей в вышепоименованных подписных листах недействительными на основании пп. "е" и пп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ у избирательной комиссии также имелись основания. Судом исследованы данные подписные листы и сведения в них, установлено наличие исправлений, оговорка относительно действительности данных исправлений в подписных листах отсутствует. Таким образом, избирательная комиссия обоснованно признала данные подписи недействительными.
Основания для признания недействительной подписи избирателя на основании пп. "в" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ у избирательной комиссии также имелись.
Из подписного листа 18 в папке 1 (строка 4) следует, что адрес места жительства избирателя ФИО1 - "адрес"; серия и номер паспорта избирателя N.
Согласно сообщению территориального подразделения N 3 ОУФМС России по Ярославской области в г. Угличе ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес"; серия и номер паспорта избирателя N.
Таким образом, факт указания несоответствующих действительности сведений об избирателе имеет место и подтвержден надлежащими доказательствами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что избирательной комиссией обоснованно признана недействительной 141 подпись избирателя из 219 подписей, представленных кандидатом. При таких обстоятельствах, 78 достоверных подписей являются недостаточными для принятия комиссией решения о регистрации кандидата. В соответствии с пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ и в соответствии с пп. "д" п. 8.1 ст. 50 Закона Ярославской области у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации кандидата Лифанова В.А.
Позиция заявителя, согласно которой вышеприведенные нарушения при сборе подписей могут быть признаны незначительными, а кроме того, по данным ГАС "Выборы" лица, чьи подписи признаны недействительными, являются избирателями по одномандатному избирательному округу N 22, не основана на законе.
Положения Федерального закона N 67-ФЗ, Закона Ярославской области, иных актов, регулирующих вопросы сбора подписей в поддержку кандидата, не ставят разрешение вопроса о признании подписи недействительной в зависимость от существенности или несущественности нарушения, а также от подтверждения существования избирателя, поставившего свою подпись.
Соблюдение принципа равенства кандидатов достигается соблюдением требований закона в полном объеме при проведении процедуры выдвижения в равной мере всеми кандидатами на соответствующих выборах.
Проверяя соблюдение требований закона при проверке подписных листов, представленных кандидатом и принятия комиссией решения о регистрации кандидата, суд нарушений требований Федерального закона N 67-ФЗ и Закона Ярославской области не находит.
Доводы заявителя о том, что первая проверка избирательной комиссией подписных листов имела место 29 июля 2013 года, не нашли своего подтверждения. Суд полагает, что заинтересованное лицо избирательная комиссия Мышкинского района представила достаточные и убедительные доказательства того, что данный факт не имел места.
Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание, что представленный в подтверждение данного довода заявителя итоговый протокол проверки подписных листов содержит указание на то, что имела место проверка подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Мышкинского муниципального района, в то время как Лифанов В.А. является кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва.
Итоговый протокол подписан ФИО2, как руководителем рабочей группы. В то же время согласно решению территориальной избирательной комиссии Мышкинского района от 9 июля 2013 года N 35/139 "О создании рабочей группы по проверке подписей избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов" руководителем рабочей группы является ФИО3 - председатель территориальной избирательной комиссии. ФИО2, секретарь территориальной избирательной комиссии, является членом рабочей группы.
Ведомости проверки подписных листов от 29 июля 2013 года, при проведении которой 8 подписей избирателей признаны недействительными, отсутствуют.
Таким образом, по делу установлено, что 28 июля 2013 года кандидатом Лифановым В.А. подписные листы сданы в избирательную комиссию. Проверка подписных листов назначена на 6 августа 2013 года. Данная проверка не была повторной, поскольку по вышеприведенным основаниям суд пришел к выводу о том, что проверки подписных листов 29 июля 2013 года не проводилось.
В соответствии с п. 6 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, п. 1.1 ст. 48 Закона Ярославской области Лифанов В.А. был уведомлен о проверке, присутствовал при ней.
В соответствии с п.7 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, п. 12 ст. 48 Закона Ярославской области по окончании проверки 6 августа 2013 года Лифанову В.А. вручен итоговый протокол проверки подписных листов и ведомости проверки.
Суд полагает, что требование закона о вручении итогового протокола не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, избирательной комиссией выполнено.
В соответствии с ч.2 ст.11.1 Федерального закона N 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Как следует из материалов дела, итоговый протокол вручен 6 августа 2013 года, заседание комиссии состоялось 8 августа 2013 года, то есть спустя двое суток с момента вручения итогового протокола.
Оснований для расчета данного срока в часах, как это делает заявитель, не имеется.
Кроме того, факт нарушения срока вручения итогового протокола, если бы это обстоятельство имело место, основанием к отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в соответствии с п.6 ст. 76, п.24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ не является.
В связи с изложенным, суд оснований для удовлетворения заявления Лифанова В.А. не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Лифанова В.А. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 5-дневный срок со дня принятия судом решения.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.