Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Сурковой Т.Ю.
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Ефимова И.А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Ярославского района от 30 июля 2013 года N 54/458 о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Решатова А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N75/427-5 назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19 июня 2013 года N75/428-5 на территориальную избирательную комиссию Ярославского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 25 по выборам депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.
31июля 2013 года территориальной избирательной комиссией Ярославского района принято решение N 55/476 о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Ефимова И.А..
30 июля 2013 года территориальной избирательной комиссией Ярославского района принято решение N 54/458 о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Решатова А.В..
Ефимов И.А. обратился в Ярославский областной суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Решатова А.В. Заявление мотивировано следующим: при подаче заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному округу N 25 Решатов А.В. не представил документа, обязательность предоставления которого установлена в п. 3.1 ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), в отношении своей супруги. Кроме того, кандидат Решатов А.В. не представил в организующую выборы избирательную комиссию уведомление, в подтверждение о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Данное уведомление представлено им в окружную избирательную комиссию, что нельзя оцениваться как надлежащее исполнение требований Федерального закона N 67-ФЗ. Кроме того, уведомление датировано 18 июля 2013 года - датой выдвижения кандидата Решатова А.В. политической партией. Однако, такое уведомление должно иметь место к моменту регистрации кандидата и не ранее совершения указанного действия. Сдача документов на регистрацию кандидатом Решатовым А.В. осуществлена 29 июля 2013 года.
Заявитель указывает, что регистрация кандидата Решатова А.В. произведена избирательной комиссией в нарушение требований п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ - при отсутствии необходимых документов, требуемых законом для регистрации кандидата.
В судебном заседании представитель заявителя Ефимова И.А. по доверенности Козырев Д.Е. заявление поддержал по основаниям непредставления уведомления, об исполнении обязанности, закрепленной в п.3.3 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Представитель территориальной избирательной комиссии Ярославского района Николаев М.В. полагал разрешение заявления Ефимова И.А. на усмотрение суда, пояснил, что при принятии решения о регистрации кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва территориальная комиссия исходила из наличия уведомления об исполнении обязанности, закрепленной в п. 3.3 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ, поданного в данную комиссию. Однако, правовых оснований такой позиции территориальной избирательной комиссии представитель не привел. Запроса о подаче такого уведомления в Избирательную комиссию Ярославской области кандидатами территориальная избирательная комиссия не направляла. При принятии решения о регистрации кандидата данный факт во внимание не принимала.
Николаев М.В. в качестве представителя Избирательной комиссии Ярославской области также оставил на усмотрение суда разрешение заявления Ефимова И.А., вместе с тем пояснил, что Избирательная комиссия Ярославской области полагает, что вышеуказанное уведомление подлежит представлению в данную комиссию. Избирательная комиссия Ярославской области принимает подобные заявления от иных кандидатов в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва, в том числе по избирательному округу N 25. Кроме того, представитель Избирательной комиссии Ярославской области полагал, что уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, должно быть им совершено после уведомления соответствующей комиссии о согласии баллотироваться в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва.
В части оснований отмены решения избирательной комиссии в связи с непредставлением Решатовым А.В. сведений, предусмотренных в п. 3.1 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ в отношении супруги, Николаев М.В. пояснил, что представление таких сведений не требовалось, так как кандидат представил документ, подтверждающий факт того, что супруга умерла.
Представитель заинтересованного лица Решатова А.В. адвокат Балабанова О.В. возражала в удовлетворении заявления по следующим мотивам: регистрация кандидата осуществляется при наличии документов, необходимость предъявления которых установлена законом и представляемых в соответствующую избирательную комиссию. В территориальную избирательную комиссию Ярославского района Решатовым А.В. представлены все документы, которые требовались к представлению в данную комиссию. В связи с этим, оснований для отказа в регистрации у комиссии не было. Уведомление, подтверждающее исполнение обязанности кандидата, закрепленной в п. 3.3 ст.33 Федерального закона N 67-ФЗ, подано Решатовым А.В. в территориальную избирательную комиссию как в комиссию, куда представляются документы кандидатов для уведомления о согласии баллотироваться и для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу. Данная позиция, по мнению представителя Решатова А.В., соответствует разъяснениям, приведенным в выписке из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 3 июля 2013 года. Уведомление может быть датировано 18 июля 2013 года, поскольку к данному моменту - моменту выдвижения кандидата политической партией, он приобрел статус кандидата.
Кроме того, представитель заинтересованного лица указала, что даже если представленное Решатовым А.В. уведомление составлено не в соответствии с требованиями закона, избирательная комиссия обязана была уведомить кандидата о данном несоответствии, а при отсутствии такого уведомления со стороны комиссии, последняя не имела правовых оснований для отказа в регистрация по данному мотиву.
Представитель заинтересованного лица указала также, что в Избирательную комиссию Ярославской области вышеприведенное исследуемое уведомление представлялось при заверении организующей выборы избирательной комиссией списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Представитель заинтересованного лица, кроме того, указала, что при данных обстоятельствах представления уведомления не нарушен принцип равенства кандидатов, поскольку установлено, что все баллотирующиеся по данному избирательному округу кандидаты представили уведомление в территориальную избирательную комиссию.
В части доводов заявления о непредоставлении сведений согласно п. 3.1 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ в отношении супруги кандидата, представитель заинтересованного лица дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя избирательных комиссий.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора по делу, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд полагает, что имеются установленные законом основания для отмены решения территориальной избирательной комиссии Ярославского района о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Решатова А.В.
В соответствии с п.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с п.1 ст. 50 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (далее - Закон Ярославской области) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, и регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения и регистрации кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 4 статьи 50 настоящего Закона.
В соответствии с п. 3.1 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Из материалов дела видно, что вышеприведенные требования, установленные в п. 3.1 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ, Решатов А.В. в отношении себя как кандидата исполнил.
Обязанности по предоставлению данных сведений в отношении супруги ФИО1 он не имеет, поскольку ДД.ММ.ГГГГ она умерла.
Отсутствие необходимости в предоставлении данных сведений подтверждается и Разъяснениями по некоторым вопросам применения законодательства, устанавливающего дополнительные требования к лицам, выдвигающимся кандидатами на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, одобренными на заседании ЦИК России 03.07.2013 (далее - Разъяснения ЦИК России от 3 июля 2013 года), согласно которым справки заполняются отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения (кандидат, его супруг и несовершеннолетние дети). В случае отсутствия у кандидата супруга и (или) несовершеннолетних детей представление справок в отношении супруга и (или) несовершеннолетних детей не требуется.
Таким образом, вышеприведенные обстоятельства не являлись основанием для принятия решения комиссией об отказе в регистрации кандидата Решатова А.В.
Согласно п. 3.3 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат обязан к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Согласно п. 1.6 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в организующую выборы избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Исходя из анализа указанных норм, можно сделать вывод о том, что у кандидата на момент представления им документов для регистрации его в качестве кандидата в соответствующую избирательную комиссию существует обязанность закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. В силу п. 6 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия обязана проверить исполнение данного требования.
В свою очередь исполнение приведенных норм кандидатом характеризуется как совершением действий по закрытию счетов (вкладов), прекращению хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществлению отчуждения иностранных финансовых инструментов, так и уведомлением организующей выборы избирательной комиссии о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Таким образом, уведомление организующей выборы избирательной комиссии является документом, необходимым для принятия решения соответствующей избирательной комиссией о регистрации депутата.
В соответствии с п. 24 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Ярославской области "Об Избирательной комиссии Ярославской области" избирательная комиссия Ярославской области в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является государственным органом Ярославской области, организующим подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством.
В соответствии со ст. 13 Закона Ярославской области подготовку и проведение выборов депутатов Ярославской областной Думы осуществляют:
Избирательная комиссия Ярославской области;
территориальные избирательные комиссии;
окружные избирательные комиссии. Полномочия окружных избирательных комиссий по решению Избирательной комиссии Ярославской области могут быть возложены на территориальные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
Таким образом, организующей выборы избирательной комиссией на выборах депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва является Избирательная комиссия Ярославской области.
В силу прямого указания закона уведомление, требование о предоставлении которого содержит п. 1.6 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подлежит представлению в Избирательную комиссию Ярославской области.
Как следует из Разъяснений ЦИК России от 3 июля 2013 года, передача функций по принятию данных уведомлений от организующей выборы избирательной комиссии к окружной избирательной комиссии при проведении выборов по одномандатным избирательным округам возможна путем принятия соответствующего закона субъектом Российской Федерации, либо изданием руководящих разъяснений избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
Избирательной комиссией Ярославской области данные полномочия окружным избирательным комиссиям не передавались.
Из материалов дела следует, что вышеприведенное уведомление было представлено Решатовым А.В. в территориальную избирательную комиссию Ярославского района и адресовано данной комиссии 26 июля 2013 года, датировано 18 июля 2013 года.
В избирательную комиссию Ярославской области уведомление лично Решатовым А.В. представлено не было.
Таким образом, необходимо признать, что кандидатом Решатовым А.В. не представлено письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Суд обращает внимание на то, что в тексте уведомления содержится фраза об адресации его в Избирательную комиссию Ярославской области. Однако, кандидатом указан иной адресат уведомления - территориальная избирательная комиссия Ярославского района. Уведомление в Избирательную комиссию Ярославской области кандидатом не представлялось.
Доводы заинтересованного лица о том, что данное уведомление, адресованное Избирательной комиссии Ярославской области, было представлено в составе документов, представленных уполномоченными представителями регионального отделения политической партии "данные изъяты" в Ярославской области при заверении Избирательной комиссией Ярославской области списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, не имеют правового значения. Положениями п.14.1 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ, п.10 ст. 46 Закона Ярославской области представление такого документа на данной стадии выдвижения кандидатов организующей выборы избирательной комиссии не предусмотрено.
Суд полагает необходимым согласиться с позицией заявителя о том, что уведомление совершено кандидатом Решатовым А.В. в ненадлежащую дату.
Как указывалось выше, п.3.3 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ содержит указание на обязанность к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
В соответствии п. 35 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Таким образом, вышеприведенная обязанность возникла у Решатова А.В., как следует из материалов дела, с 26 июля 2013 года. Сообщение 18 июля 2013 года сведений о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, сделано Решатовым А.В. не как кандидатом, выдвинутым в установленном законом порядке, а как кандидатом в отношении которого началась процедура выдвижения в соответствии со ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ и ст.ст. 25, 36, 37 Федерального закона "О политических партиях".
Указанное обстоятельство также свидетельствует о том, что вышеуказанное уведомление Решатовым А.В. как кандидатом, по смыслу п.35 ст.2, п.2 ст.33, п.1.6 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, представлено не было.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с п.24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
По вышеприведенным основаниям суд пришел к выводу о том, кандидатом Решатовым А.В. для регистрации не было представлено уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
При этом ссылка представителя заинтересованного лица на то, что данным кандидатом были представлены все документы, которые необходимо представить в соответствующую (регистрирующую) комиссию, а потому у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации, являются необоснованной.
Как следует из буквального толкования п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, основанием к отказу является непредставление документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации, независимо от органа, в который эти документы должны быть представлены.
Суд полагает необоснованной позицию представителя заинтересованного лица о том, что возможность оспаривать решение избирательной комиссии по вышеприведенным основаниям утрачена, так как в силу п. 1.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия обязана была уведомить Решатова А.В. о несоблюдении требований закона к оформлению документов, а при отсутствии такого уведомления комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Как указывалось выше, кандидатом не был представлен документ, необходимый для регистрации кандидата. Представление уведомления в ненадлежащий орган, в ненадлежащем статусе нельзя признать представлением документа с нарушением требований закона к его оформлению.
Кроме того, приведенная правовая позиция заявителя основана на разъяснениях ЦИК Российской Федерации в Постановлении N 203/1272-4 от 23 марта 2007 года.
Вместе с тем, данное разъяснение касается прав и обязанностей избирательной комиссии на стадии принятия решения о регистрации кандидата. Осуществление регистрации кандидата в нарушение не только требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, но и иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, не лишает права заинтересованных лиц обратиться в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, а суд отменить такое решение.
Доводы заявителя о том, что принцип равенства кандидатов не нарушен, поскольку избирательной комиссией к кандидатам по данному избирательному округу предъявлялись одинаковые требования о представления уведомления в территориальную комиссию, не имеют правового значения. Равенство кандидатов, в соответствии с положениями ст. 39 Федерального закона N 67-ФЗ, это одинаковый объем законных прав и обязанностей, а не требований избирательной комиссии.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Ефимова И.А. и признания решения территориальной избирательной комиссии Ярославского района о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Решатова А.В. незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Ефимова И.А. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Ярославского района от 30 июля 2013 года N 54/458 о регистрации кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва Решатова А.В..
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 5-дневный срок со дня принятия судом решения.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.