Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Малахова В.А.,
при секретаре Сурковой Т.Ю.,
с участием прокурора Бекеневой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дубровиной Т.В. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района от 26.07.2013 года N 63/91 и о регистрации Дубровиной Т.В. в качестве кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19.06.2013 N 75/427-5 "О назначении выборов депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва" на 08 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 19.06.2013 N 75/428-5 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии" на территориальную избирательную комиссию города Тутаева и Тутаевского района возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 20.
06 июля 2013 года Дубровина Т.В. представила в территориальную избирательную комиссию города Тутаева и Тутаевского района документы о выдвижении кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20.
16 июля 2013 года Дубровина Т.В. представила в территориальную избирательную комиссию города Тутаева и Тутаевского района документы для регистрации кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20.
Решением территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района от 26 июля 2013 года N 63/391 Дубровиной Т.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 на основании подпункта "в" пункта 8 статьи 50 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" от 02.06.2003 N 27-з в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а именно:
1. сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
2. сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
3. заявление о внесении уточнений и дополнений в сведения о кандидате (об отсутствии изменений).
Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области N 91/643-5 от 05.08.2013 жалоба Дубровиной Т.В. на решение территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района от 26.07.2013 года N 63/391 "Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20 Дубровиной Татьяне Валентиновне" оставлена без удовлетворения.
Дубровина Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанного выше решения территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района. Указала, что территориальная избирательная комиссия в нарушение требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ не известила заявителя о выявлении неполноты сведений о кандидате, несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Напротив, в устной форме председатель территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района уведомил заявителя о том, что ею представлены все необходимые документы. Неуведомление кандидата о выявленных недостатках в представленных документах, в соответствии с постановлением ЦИК России от 23.03.2007 N 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", лишает избирательную комиссию права принять решение об отказе в регистрации кандидата по вышеуказанному основанию. Иных оснований для отказа в ее регистрации территориальной избирательной комиссией не выявлено.
Просит отменить решение территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района от 26.07.2013 года N 63/391 и зарегистрировать заявителя в качестве кандидата в депутаты Ярославской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 20.
В судебном заседании Дубровина Т.В. и ее представитель по устному заявлению Бурыкин С.Л. доводы заявления поддержали.
Председатель территориальной избирательной комиссии города Тутаева и Тутаевского района Кулаков П.Н., а также представитель территориальной избирательной комиссии по доверенности Николаев М.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на законность оспариваемого решения.
Заинтересованное лицо - Избирательная комиссия Ярославской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Бекеневой Е.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявления Дубровиной Т.В., исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 38 названного Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Закона, иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи), либо при наличии решения политической партии.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу подпункта "в" пункта 8-1 статьи 50 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" от 02.06.2003 N 27-з основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
На основании пункта 3.1. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Согласно пункту 1 статьи 50 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" от 02.06.2003 N 27-з регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, и регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения и регистрации кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 4 статьи 50 настоящего Закона.
Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется при предоставлении кандидатом, избирательным объединением сведений об изменениях в данных о кандидате (кандидатах), предоставленных ранее при выдвижении в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 44 настоящего Закона, а в случае отсутствия изменений - соответствующего заявления.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Дубровиной Т.В. не представлены в территориальную избирательную комиссию города Тутаева и Тутаевского района сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, а также сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Суд не принимает во внимание доводы Дубровиной Т.В. о том, что, установив отсутствие сведений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 3.1. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, избирательная комиссия в силу положений пункта 1.1 статьи 38 указанного Федерального закона должна была известить ее об этом.
Согласно 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Данная норма Федерального закона с учетом положений абзацев 3 и 4 пункта 1.4. "Разъяснений по некоторым вопросам применения законодательства, устанавливающего дополнительные требования к лицам, выдвигающимся кандидатами на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов" (выписка из протокола заседания ЦИК России от 03.07.2013 N 180-1-6), предоставляет кандидатам и избирательным объединениям право вносить уточнения и дополнения, а равно производить замену только в отношении документов, ранее в установленные сроки представленных в избирательную комиссию, не устанавливая возможность предоставления дополнительных документов.
Соответственно, избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидатах либо несоблюдении требований закона к оформлению документов в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Ссылки Дубровиной Т.В. на сообщение ей в устной беседе председателем территориальной избирательной комиссии о предоставлении заявителем всех необходимых документов не влияют на законность принятого избирательной комиссией решения. Кроме того, содержание ответа председателя территориальной избирательной комиссии на обращение Дубровиной Т.В. от 23.07.2013 N 01-06/294 о соответствующей позиции председателя избирательной комиссии не свидетельствует.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Дубровиной Т.В. отсутствуют.
Последующее предоставление Дубровиной Т.В. соответствующих сведений в Избирательную комиссию Ярославской области с жалобой на решение территориальной избирательной комиссии не влияет на правильность решения об отказе в регистрации Дубровиной Т.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 259-261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Дубровиной Т.В. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 5-дневный срок со дня принятия судом решения.
Председательствующий В.А. Малахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.