Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Горохова С.Ю.,
судей Малахова В.А., Моисеевой О.Н.,
при секретаре Маточкиной М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле 16 сентября 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Ярославского муниципального района на заочное решение Ленинского районного суда г.Ярославля от 01 июля 2013 года, которым постановлено:
Иск прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области обеспечить МОУ Мордвиновская СОШ средствами индивидуальной защиты - противогазами в количестве 33 единиц в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи областного суда Малахова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области об обязании ответчика обеспечить МОУ Мордвиновская СОШ средствами индивидуальной защиты в количестве 33 единиц в течение 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о гражданской обороне, пожарной безопасности и противодействии терроризму установлено, что в МОУ Мордвиновская СОШ имеются средства индивидуальной защиты (противогазы) в количестве двух единиц. Численность постоянного состава персонала образовательного учреждения составляет 35 человек. С учетом требований закона, а также наличия двух противогазов, МОУ Мордвиновская СОШ должно быть обеспечено средствами индивидуальной защиты в количестве 33 единиц. Поскольку Российская Федерация в борьбе с терроризмом руководствуется интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, невыполнение требований в области гражданской обороны может повлечь человеческие жертвы, в связи с чем прокурор обратился в суд с указанным иском.
Судом постановлено указанное выше решение, принятое в порядке заочного производства.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, выслушав прокурора Берникову Н.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации, суд исходил из того, что в соответствии с Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области обязана обеспечить работников МОУ Мордвиновская СОШ средствами индивидуальной защиты (противогазами) в количестве 33 единиц.
С указанным выводом судебная коллегия не соглашается, находит его не основанным на нормах материального права.
Согласно п.4 "Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993, обеспечение населения СИЗ осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;
организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
При этом, нормы указанного пункта подлежат применению в неразрывной связи с нормами п.7 названного Положения, в соответствии с которым обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:
на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО);
на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Указанное следует из п.8 Положения, в соответствии с которым накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения.
Перечень лиц, в том числе работников созданных органами местного самоуправления муниципальных предприятий и учреждений, подлежащих обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время, приведенный в п.7 Положения, является исчерпывающим.
В соответствии с информацией отдела по военно-мобилизационной работе, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Ярославский муниципальный район к территориям, названным в п.8 Положения, не относится. Указанное обстоятельство прокурором не опровергнуто.
Таким образом, обязанность обеспечить средствами индивидуальной защиты 100% общей численности работников МОУ Мордвиновская СОШ, исходя из требований Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, у ответчика не возникает.
Нормы Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 22 июля 1998 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 1998 года N 687, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении, также не предусматривают обязанность ответчика обеспечить средствами индивидуальной защиты 100% численности работников муниципальных учреждений.
Согласно п.4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года, номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с информацией отдела по военно-мобилизационной работе, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, согласно Плану гражданской обороны Ярославского муниципального района, утвержденному Главой Ярославского муниципального района и согласованному с начальником Главного управления МЧС России по Ярославской области, в ходе ведения военных действий противником, нанесение ракетных и авиационных ударов (современными средствами поражения) по объектам расположенным на территории Ярославского муниципального района не предполагается. Территория Курбского сельского поселения, на которой находится Мордвиновская СОШ, не попадает в зону катастрофического затопления, а также в случае применения противником современных средств поражения и действий ДРГ по объектам расположенным на территории района возникновение зон химического заражения не планируется. Химически опасные объекты на территории Ярославского муниципального района отсутствуют. Ярославский муниципальный район не относится к категорированным. Территория района является местом размещения населения, эвакуируемого из г. Ярославль.
На основании изложенного, учитывая, что вывод суда о возложении на ответчика обязанности обеспечить средствами индивидуальной защиты 100% численности работников муниципального учреждения основан на неправильном применении норм материального права, судебная коллегия принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Ленинского районного суда г.Ярославля от 01 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурору Ярославского района Ярославской области, действующему в интересах Российской Федерации, отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.