Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кожиной Е.А.,
судей Кузнецовой О.А., Михеева С.Н.,
при секретаре Гайгул И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 3 июля 2013 года гражданское дело по заявлению Семенюка И. А. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе представителя заявителя Иванова М.Б. на решение Центрального районного суда г. Читы от 24 апреля 2013 года, которым постановлено заявление Семенюка И. А. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Семенюк И.А. обратился в суд с заявлением, ссылаясь на следующее. Он является инвалидом 2 группы, состоит на диспансерном учете, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В настоящее время он проживает вместе с бывшей супругой и тремя несовершеннолетними детьми в квартире общей площадью 19,6 кв.м., расположенной по адресу: "адрес". В удовлетворении его заявления о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении главой администрации Центрального административного района городского округа "Город Чита" (далее - Центрального административного района ГО "г. Чита") отказано. Просил признать незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать поставить заявителя на названный учет (л.д. 1-3).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя И. М.Б. просил решение суда отменить и принять новое об удовлетворении требований. Ссылается на нарушение судом норм материального права. Не согласен с выводом суда о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма лицу, страдающему тяжелой формой заболевания у органов местного самоуправления возникает только в том случае, если лицо является малоимущим и признано нуждающимся в улучшении жилищных условий. Указывает на то, что заявитель относится к категории граждан, которые в силу Федерального закона N181-ФЗ от 24 ноября 1995г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" относятся к категории лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание заявителя малоимущим не требуется. Кроме того, указывает, что судом не принято во внимание, что Семенюк И.А. является плательщиком алиментов на содержание троих несовершеннолетних детей. При этом несовершеннолетние дети являются членами его семьи, проживают совместно с ним и он несет обязательства по их содержанию. Полагает, что из его пенсии должны быть исключены алименты в размере 50%, а оставшийся доход поделен на 4 членов семьи (заявитель и его троё несовершеннолетних детей). При этом среднемесячный размер дохода заявителя составит сумму, которая значительно ниже порогового значения дохода в целях признания граждан малоимущими.
Заявитель, представитель администрации Центрального административного района ГО "г. Чита" в судебное заседание не явились. В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя Иванова М.Б., судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований, суд руководствовался положениями ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. 17 Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в РФ" и исходил из того, что заявитель органом местного самоуправления в установленном законом порядке не признан малоимущим в целях получения жилья по договору социального найма.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда правильными, соответствующими обстоятельствам дела и правоотношениям сторон и не усматривает оснований с ними не соглашаться.
Из содержания ст.ст.72, 76 Конституции РФ и ч. 1 ст. 5 ЖК РФ следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения РФ и её субъектов.
В соответствии с ч. 2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в установленном настоящем Кодексе порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ (т.е. государственного жилищного фонда) по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Частью 4 данной статьи определено, что названным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления лишь в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Порядок обеспечения жилой площадью лиц, имеющих статус инвалида, на федеральном уровне регулируется ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", которой предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. При этом данной статьей предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после "Дата", обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Так как заявитель на учет нуждающихся в жилье обратился после 1 января 2005 года, под иную, определенную ст. 17 Федерального закона и ст. 49 ЖК РФ категорию граждан не подпадает, и вопрос об обеспечении его жилой площадью подлежит разрешению по правилам жилищного законодательства. В связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения требования истца по основаниям, установленным названным Федеральным законом.
ЖК РФ правила постановки граждан на учет на получение жилых помещений установлены в ч. 1 ст. 49, которая гласит, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Исходя из изложенного, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что одним из обязательных условий постановки заявителя на учет на получение жилого помещения в администрации необходимо признание его в установленном законом порядке малоимущим.
Поскольку истец малоимущим в установленном законом порядке не признан, то наличие у него одного лишь заболевания, подпадающего под установленный Правительством РФ Перечень тяжелых хронических заболеваний, не является достаточным основанием для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма по правилам п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Довод жалобы о том, что заявитель относится к иной категории граждан основан на неправильном толковании норм материального права и является ошибочным.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у заявителя оснований для признания его малоимущим в связи с наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей, не могут быть приняты во внимании, поскольку на указанные обстоятельства заявитель не ссылался ни при рассмотрении дела судом первой инстанции, ни при обращении в орган местного самоуправления и заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом заявитель не лишен права повторного обращения в орган местного самоуправления, представив соответствующие документы о материальном положении.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Читы от 24 апреля 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителя Иванова М.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий: Кожина Е.А.
Судьи: Кузнецова О.А., Михеев С.Н.
Копия верна.
Судья Забайкальского краевого суда Кузнецова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.