Решение Забайкальского краевого суда от 16 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судья Забайкальского краевого суда Смоляков П. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании,
по жалобе законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности,
на постановление судьи Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 7 августа 2013 года,
дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении:
общества с ограниченной ответственностью "Городское такси плюс", ОГРН "данные изъяты", ИНН "данные изъяты", место нахождения: "адрес",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 7 августа 2013 года (л.д. 82-83) общество с ограниченной ответственностью "Городское такси плюс" (далее - общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере четырёхсот тысяч рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, общество обратилось в Забайкальский краевой суд с жалобой (л.д. 86-87, 89-94), в которой просит его отменить.
В рассмотрении дела в Забайкальском краевом суде приняли участие: законный представитель общества (директор) - С.И. Багаев, который жалобу поддержал; представитель Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю - И.А. Стахеева, которая против удовлетворения жалобы возражала.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела и доводы жалобы, нахожу обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в связи со следующим.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела (статья 29.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.
При вынесении обжалуемого постановления приведённые положения КоАП РФ не были учтены судьёй районного суда.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Административное расследование по делу проведено не было.
В силу части 2 статьи 28.7 КоАП РФ проведению административного расследования предшествует вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Указанное определение в отношении общества не вынесено (определением от 13 мая 2013 года дело возбуждено в отношении службы такси "Транзит", л.д. 46-47; определение приобщено к делу в виде незаверенной копии).
Закономерно, что законному представителю общества не разъяснялись его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (часть 3 статьи 28.7 КоАП РФ), копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования обществу не вручалась под расписку и не высылалась (часть 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце третьем подпункта "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путём проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Подобные реальные процессуальные действия также не были совершены.
В качестве цели административного расследования соответствующее должностное лицо определило истребование копий регистрационных документов юридического лица и путевых листов на транспортные средства, осуществляющие перевозку пассажиров по маршруту "Чита - Балей - Чита", (л.д. 46) - по правилам статьи 26.10 КоАП РФ. Однако определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, как это предполагает статья 26.10 КоАП РФ, в деле отсутствует.
По смыслу пункта 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, производство по которому велось в отношении общества, считается возбуждённым с момента составления протокола об административном правонарушении (л.д. 10).
Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следовало решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ (абзац пятый подпункта "а" пункта 3 Постановления Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
При таких обстоятельствах постановление от 7 августа 2013 года подлежит отмене.
С учётом того, что на момент рассмотрения дела в Забайкальском краевом суде срок давности привлечения общества к административной ответственности истёк, производство по настоящему делу должно быть прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
жалобу удовлетворить.
Постановление судьи Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 7 августа 2013 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Городское такси плюс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.2 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке надзора.
КОПИЯ ВЕРНА судья П.Н. Смоляков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.