Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда
в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Антипенко А.А., Ревенко Т.М.
при секретаре Гурулевой Н.А.
с участием прокурора Вециной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 22 октября 2013 года гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Коняева П.А. к Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения
по апелляционному представлению и.о. Краснокаменского межрайонного прокурора Забайкальского края Солдатовой О.И.
на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 31 мая 2013 года, которым постановлено в удовлетворении иска Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Коняева П.А. к Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения отказать.
Заслушав доклад судьи Антипенко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краснокаменский межрайонный прокурор 25 декабря 2012 года обратился в суд в интересах Коняева П.А., который относится к лицам из числа детей-сирот, с иском к Администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, указав, что Коняев признан нуждающимся в обеспечении его жильем на территории муниципального района и поставлен на учет под N 198.
В ходе рассмотрения дела прокурор и материальный истец отказались от требований, предъявленных к Администрации муниципального района, просили обязать Министерство финансов Забайкальского края и Правительство Забайкальского края выделить денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в целях предоставления его по договору найма специализированных жилых помещений Коняеву П.А. (л.д "данные изъяты").
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. "данные изъяты").
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении уточненных в устной форме исковых требований, ссылаясь на неправильное толкование и применение норм материального права, нарушение судом норм процессуального права. Указывает, что 31 мая 2013 года участвующим в деле прокурором заявлено ходатайство об изменении исковых требований, он просил обязать Министерство финансов Забайкальского края, Правительство Забайкальского края выделить денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения жилищного фонда социального найма в целях представления его по договору социального найма Коняеву П.А., в остальной части истцом поддержаны исковые требования от 14 февраля 2013 года. Изменение исковых требований мотивировано тем, что Коняев П.А. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, а не по договору специализированного найма жилого помещения, который ухудшает его положение. Кроме того, на территории муниципального района отсутствует специализированный жилищный фонд. По мнению прокурора не запрещается изменение исковых требований в устной форме. Считает, что суд отказал в удовлетворении ходатайства об изменении исковых требований, поддержанного Коняевым П.А., в нарушение ст. 35, ч.1 ст. 39 ГПК РФ. Полагает, что Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ, предусматривающий иной порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц (получение специализированного жилого помещения на основании срочного договора (не менее 5 лет), заключаемого с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), неприменим к возникшему спору. Иск предъявлен в период действия закона, предусматривающего внеочередное предоставление лицам из числа детей-сирот по договору социального найма жилого помещения, которым и следует руководствоваться. Полагает, что предоставление жилья материальному истцу непосредственно зависит от финансирования этого мероприятия ответчиком (л.д.108-111).
Материальный истец Коняев П.А., ответчики, извещенные надлежаще, на апелляционное рассмотрение дела не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, что допускается п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора отдела Забайкальской краевой прокуратуры Вецину Т.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия не усматривает оснований для его удовлетворения.
Не основаны на нормах Гражданского процессуального кодекса РФ доводы апелляционного представления о том, что возможно изменение исковых требований в устной форме; что суд должен был рассмотреть измененные участвующим в деле прокурором исковые требования о выделении ответчиками денежных средств на приобретение Коняеву П.А. квартиры по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГПК РФ исковое заявление подается в суд в письменной форме. Оно должно отвечать требованиям, указанным в ч. 2 названной статьи; к нему прилагаются документы, перечисленные в ст. 132 ГПК РФ. Несоблюдение приведенных требований влечет оставление заявления без движения (ст. 136 ГПК РФ).
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ). Рассмотрение судом измененных исковых требований, не оформленных письменно, нарушило бы названный принцип и процессуальные права ответной стороны, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что районный суд по ходатайству участвующего в деле прокурора предоставлял ему время для уточнения исковых требований, отложив слушание дела 18 апреля 2013 г. на 31 мая 2013 г. В предусмотренной законом форме прокурор исковые требования не уточнил (л.д. "данные изъяты").
Суд правомерно рассмотрел исковые требования, уточненные прокурором заявлением от 14 февраля 2013 г. (л.д. "данные изъяты").
Отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на отсутствие сведений о том, что истец включен в сформированный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями органами исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ. Возложение обязанности на ответчиков по финансированию приобретения жилья, без установления сведений о соблюдении порядка предоставления дополнительных гарантий, не отвечает установленному законом способу обеспечения жильем. В решении указано, что внесенные в закон изменения от 29 февраля 2012 года распространяются на правоотношения, возникшие до его вступления в законную силу, в случае, если дети-сироты не реализовали свое право на предоставление жилого помещения до этого момента; что Министерство финансов края является ненадлежащим ответчиком; прокурор не подтвердил невозможность предоставления истцу жилого помещения органами исполнительной власти Забайкальского края в соответствии с установленным с 1 января 2013 года порядком.
Приведенные выводы мотивированы, основаны на представленных в дело доказательствах, соответствуют закону, подлежащему применению к спорным отношениям и не представляются судебной коллегии ошибочными.
По делу установлено, что распоряжением администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 14.12.2012 года N1634 Коняев А.П., относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения на территории муниципального района и поставлен в очередь под N198 (л.д "данные изъяты"). Жилым помещением Коняев П.А. не был обеспечен.
Действовавшие на дату постановки на учет положения ст. ст. 1,8 закона от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривали обеспечение названной категории лиц, к которой относится материальный истец Коняев А.П., органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в случае, если они не имели закрепленного жилья до помещения их в детское государственное учреждение и обратились с таким заявлением до достижения 23 лет.
Вместе с тем в п. 1 ст. 8 упомянутого закона N 159-ФЗ внесены изменения 29 февраля 2012 года, которыми для указанной категории лиц предусмотрено однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (а не внеочередное предоставление по договору социального найма, как это было установлено ранее). Кроме того, обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц (а не орган местного самоуправления, как это было предусмотрено ранее), в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ.
Признаны утратившими силу с 01 января 2013 года п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, закреплявший внеочередное право лиц из числа детей-сирот на получение жилого помещения.
Статьей 4 закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что внесенные изменения вступают в силу с 1 января 2013 года (п.1).
В то же время п. 2 указанной ст. 4 установлено, что действия положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, измененному закону придана обратная сила.
Поскольку материальный истец не был обеспечен жилым помещением, т.е. не реализовал право, о котором идет речь в ст. 8 закона N159-ФЗ (в прежней редакции), к возникшему спору должна применяться указанная норма в редакции закона от 29 декабря 2012 года, не предусматривающая право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, т.е. новый порядок обеспечения жильем детей-сирот.
Согласно статье 109.1 ЖК РФ (введенной в действие с 01.01.2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Новый порядок предусматривает формирование Министерством образования края списков нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот и предоставление им жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Во исполнение п. 3 ст. 8 закона N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29 февраля 2012 г.) 26 декабря 2012 года принят Закон Забайкальского края N 777-ЗЗК ("О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края").
Согласно ст. 7 названного закона орган местного самоуправления, осуществлявший ранее учет детей-сирот и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязан в срок до 1 марта 2013 года представить в уполномоченный орган информацию обо всех принятых на учет с представлением документов, послуживших основанием для такого учета.
Формирование списка осуществляется органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством края (п.3 ст. 1 закона N777-ЗЗК).
Таким органом является Минобразования края (п. 5 Постановления Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 г. N22 "Об утверждении порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Минобразования края также представляет Департаменту имущества Забайкальского края и Минтерразвития Забайкальского края информацию, необходимую для подготовки заявок на размещение государственного заказа на приобретение и (или) строительство (участие в долевом строительстве) жилых помещений; в установленном порядке оформляет бюджетные заявки на выделение бюджетных ассигнований из краевого бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и (или) строительству (участию в долевом строительстве) жилых помещений; осуществляет в установленном порядке действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Согласно упомянутому Постановлению Правительства края N22 Минтерразвития Забайкальского края размещает государственный заказ на приобретение и (или) строительство жилья, принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд края; Департамент имущества Забайкальского края заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений в собственность края.
Установленный порядок обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жильем не предусматривает обязанности Министерства финансов края, либо Правительства края непосредственно выделять денежные средства на приобретение жилья названным лицам.
Учитывая изложенное, следует признать, что, предъявляя требование о выделении денежных средств на приобретение Коняеву П.А. квартиры специализированного жилищного фонда, истец избрал способ защиты права, не предусмотренный законом. В обоснование исковых требований истец не приводит правовые нормы, предусматривающие такой способ защиты.
У суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска. Апелляционное представление не содержит доводов, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену решения и вынесение нового решения об удовлетворении иска.
В то же время материальный истец Коняев П.А. вправе требовать предоставлении жилого помещения в соответствии с положениями действующего законодательства, установившего иной порядок обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 31 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. Краснокаменского межрайонного прокурора Забайкальского края Солдатовой О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: А.А. Толстобров
Судьи: А.А. Антипенко
Т.М. Ревенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.