Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Доржиевой Б.В., Ревенко Т.М.
при секретаре Савиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 29 октября 2013 года дело по заявлению прокурора Акшинского района в интересах Лесковой Г.К. к администрации муниципального района "Акшинский район" о взыскании пенсии за выслугу лет муниципального служащего
по апелляционной жалобе представителя истицы Лесковой Г.К. Тюрнева В.В.
на решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 27 августа 2013 года, которым постановлено исковые требования прокурора Акшинского района в интересах Лесковой Г.К. к администрации муниципального района "Акшинский район", муниципальному району "Акшинский район" о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет муниципального служащего удовлетворить, исковые требования Лесковой Г.К. к администрации муниципального района "Акшинский район", муниципальному району "Акшинский район" о взыскании недоначисленной и невыплаченной пенсии за выслугу лет муниципального служащего удовлетворить частично.
Взыскать с администрации муниципального района "Акшинский район" в пользу Лесковой Г.К. начисленную, но невыплаченную пенсию за выслугу лет муниципального служащего в размере "данные изъяты" рубля.
В удовлетворении остальной части исковых требований Лесковой Г.К. отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой O.K., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Акшинского района в интересах Лесковой Г.К. обратился в суд с заявлением о взыскании недоплаченной пенсии за выслугу лет муниципального служащего к администрации муниципального района "Акшинский район", ссылаясь на следующие обстоятельства. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Кондратьева Г.К. является получателем пенсии за выслугу лет муниципального служащего. Минимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего в Акшинском районе составляет "данные изъяты" руб. В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Забайкальского края, регулирующим вопросы муниципальной службы, на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ. В связи с изложенным минимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может быть ниже минимального размера аналогичной пенсии, установленного федеральным и региональным законодательством для государственного гражданского служащего. Минимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего, установленный на территории Акшинского района Забайкальского края, не соответствует минимальному размеру пенсии, установленному законом для государственных гражданских служащих Забайкальского края. Поскольку минимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Забайкальского края превышает минимальный размер пенсии за выслугу лет, установленный на территории Акшинского района Забайкальского края, Лесковой Г.К. в период с апреля 2010г. по март 2013г. не было доплачено "данные изъяты" руб. Так как пенсия за стаж муниципальной службы выплачивается за счет средств бюджета муниципального района "Акшинский район", прокурор просил суд взыскать с администрации муниципального района "Акшинский район" за счет средств бюджета муниципального района "Акшинский район" в пользу Лесковой Г.К. недоначисленную и невыплаченную пенсию за выслугу лет муниципального служащего в размере "данные изъяты" руб.
В ходе рассмотрения дела прокурор заявленные требования уточнил и просил суд взыскать с администрации муниципального района "Акшинский район" за счет средств бюджета муниципального района "Акшинский район" в пользу Лесковой Г.К. невыплаченную пенсию за выслугу лет муниципального служащего за период с апреля по июнь 2013г. в размере "данные изъяты" руб. От требований о взыскании в пользу Лесковой Г.К. недонаисленной и невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с апреля 2010г. по март 2013г. отказался.
Лескова Г.К. уточнила заявленные прокурором требования и просила суд взыскать с администрации муниципального района "Акшинский район" недополученную пенсию за период с 01.01.2005г. по 31.03.2013г. в сумме "данные изъяты" руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истицы Лесковой Г.К. Тюрнев В.В. просит решение суда отменить как незаконное. Ссылается на неправильное толкование судом норм материального права. Соотношение должностей муниципальной и государственной гражданской службы Забайкальского края установлено ст. 4 Закона Забайкальского края от 29.12.2008г. N 108-ЗЗК "О муниципальной службе в Забайкальском крае". На всех государственных гражданских служащих независимо от занимаемой должности распространяется право на минимальный размер пенсии за выслугу лет, с учетом положений ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007г. N 32-ФЗ и ч. 1 ст. 11 Закона Забайкальского края от 29.12.2008г. N 108-ЗЗК данное право распространяется и на муниципальных служащих. Вывод суда о том, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению размера пенсии за выслугу лет вне зависимости от регионального законодательства, не основан на законе. Решение Совета муниципального района "Акшинский район" не может противоречить Закону Забайкальского края от 27.02.2009г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края".
Лескова Г.К., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, направила в суд для представления своих интересов Тюрнева В.В., действующего на основании доверенности.
Администрация муниципального района "Акшинский район", будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила и о причинах неявки представителя суду не сообщила.
В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц на основании ч.3 и ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истицы Тюрнева В.В. о поддержании доводов апелляционной жалобы, объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Чадовой Е.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Как видно из дела, Лескова Г.К. является получателем трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Главы администрации муниципального образования "Акшинский район" N 533 от 22.10.2003 г. Лесковой Г.К. с 01 июля 2003 г. назначена доплата к государственной трудовой пенсии по инвалидности как лицу, замещавшему муниципальную должность (л.д. 9).
Указанная доплата производится истице на основании муниципальных нормативных правовых актов, принятых на территории муниципального образования "Акшинский район" (в настоящее время - муниципального района "Акшинский район") (Положения "Об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в Акшинском районе", утвержденные Решениями районного Совета депутатов Акшинского района от 22.01.2003 г., от 29.12.2004 г. N 21, с внесенными в него в 2005 г. изменениями, Решениями Совета муниципального района "Акшинский район" от 26.06.2009 г. N 84 и от 29.03.2013 г. N 48).
В соответствии с указанными муниципальными нормативными актами на территории муниципального образования (в настоящее время - муниципального района) установлен минимальный размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности. Данными актами также предусмотрено то, что финансирование названных выплат происходит исключительно за счет средств муниципального образования "Акшинский район" (муниципального района "Акшинский район").
Названные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.
Отказывая Лесковой Г.К. в удовлетворении требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной ежемесячной доплаты к государственной пенсии как лицу, занимавшему муниципальную должность, за период с 01.01.2005 г. по 31.03.2013 г. в размере "данные изъяты" коп., суд первой инстанции исходил из того, что на основании действующего в области пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих федерального и регионального законодательства органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять минимальный размер ежемесячной доплаты к государственной трудовой пенсии для лиц, замещавших муниципальные должности. Уменьшение органом местного самоуправления размера либо увеличение размера такого рода выплаты конституционное право на социальное обеспечение лиц, получающих доплату к государственной пенсии, не нарушает.
С решением суда об отказе Лесковой Г.К. в иске о взыскании недополученной доплаты к трудовой пенсии по инвалидности за период с 01.01.2005 г. по 31.03.2013 г. судебная коллегия считает возможным согласиться, поскольку, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено ч.1 ст.18 ранее действовавшего Федерального закона от 08.01.1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
В силу ст.11 Закона Читинской области от 24.10.2007 г. N 1026-ЗЧО "О муниципальной службе в Читинской области" пенсионное обеспечение муниципального служащего осуществлялось в соответствии с федеральным законом и законами области.
В соответствии с преамбулой и ст.11 Закона Забайкальского края от 29.12.2008 г. N 108-ЗЗК "О муниципальной службе в Забайкальском крае", действующего в настоящее время, данный Закон регулирует вопросы муниципальной службы в Забайкальском крае, отнесенные Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" к ведению Забайкальского края как субъекта Российской Федерации. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законом края.
Определение размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным настоящим Законом края соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Забайкальского края. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Забайкальского края по соответствующей должности государственной гражданской службы Забайкальского края с учетом продолжительности стажа муниципальной или гражданской службы соответственно.
Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих на указанных служащих в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.
Так, на муниципальных служащих распространяется в полном объеме предусмотренное Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Забайкальского края от 27.02.2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края" право государственного гражданского служащего на установление к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) пенсии за выслугу лет и право на получение данной пенсии одновременно с получением трудовой пенсии по старости (по инвалидности).
Между тем, вопрос установления размера пенсии муниципального служащего урегулирован в Федеральном законе о муниципальной службе и в Законе субъекта о муниципальной службе специальными нормами, в связи с чем в данной части пенсионные права муниципальных служащих к пенсионным правам государственных гражданских служащих не приравнены.
Из приведенных выше положений Федеральных законов о муниципальной службе в Российской Федерации и Закона Забайкальского края "О муниципальной службе в Забайкальском крае" следует, что для муниципальных служащих Забайкальского края размер пенсии определяется предусмотренным законом соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Забайкальского края. Законом установлен максимальный размер муниципальной пенсии. Минимальный размер муниципальной пенсии Федеральным законом и Законом субъекта не установлен.
В связи с изложенным и учитывая то, что в соответствии с принятыми в муниципальном районе "Акшинский район" Положениями о пенсионном обеспечении муниципальных служащих финансирование указанных расходов происходит только за счет средств муниципального бюджета, суд пришел к правильному выводу о том, что вопрос о минимальном размере муниципальной пенсии отнесен к компетенции органов местного самоуправления.
При таком положении предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных Лесковой Г.К. требований не имелось. В связи с чем решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит, решение суда подлежит оставлению без изменения как законное и обоснованное.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Акшинского районного суда Забайкальского края от 27 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истицы Лесковой Г.К. Тюрнева В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.