Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 22 ноября 2013 г. по делу N 33-417/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - Юркова В.В.
и судей: Войтко С.Н.,
Таранова В.А.,
при секретаре Шумиловой Е.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Мальцева О.Л. на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 30 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении требований военнослужащему войсковой части ... капитану Самостьян Сергею Викторовичу об оспаривании решения начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. N *** об отказе в заключении договора социального найма на жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Таранова В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного постановления, доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Самостьян обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать неправомерным действие начальника 2 отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации", связанное с отказом в заключении договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: гор. N., п. N., ул. N. ( N.), д. N., кв. N. и обязать это должностное лицо заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что отсутствие справки о сдаче ранее занимаемого жилого помещения не может служить основанием для отказа в заключении договора социального найма на жилое помещение, если таковая объективно не может быть представлена военнослужащим по независящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилья.
Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от 30 августа 2013 года в удовлетворении требований заявления было отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя по доверенности Мальцев О.Л. выражает свое несогласие с вынесенным решением, просит его отменить ввиду незаконности и необоснованности, нарушений норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и просит удовлетворить требования Самостьяна в полном объеме.
В обоснование этого, ссылаясь на законодательство, регулирующее спорные правоотношения, автор жалобы приводит доводы, которые в своей совокупности образуют выводы о том, что суд не выяснил, выносилось ли решение о предоставлении жилья заявителю с направлением выписки из данного решения, поскольку именно получение этого документа является основанием для начала процедуры сдачи жилого помещения; оспариваемое решение жилищным органом вынесено раньше установленного Инструкцией двух месячного срока; преждевременные оспариваемые действия должностного лица послужили мотивом для отказа бывшей супругой Самостьяна по снятию с регистрационного учета ее несовершеннолетней дочери по адресу: Алтайский край, ЗАТО R., ул. R., д. R., кв. R.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также, изучив материалы дела, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" принято в соответствии с законом, в пределах его полномочий и права либо свободы заявителя не были нарушены.
Между тем, суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда гарнизонного военного суда, изложенные в его решении, не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, по следующим основаниям.
Предоставление органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, военнослужащим жилых помещений, находящихся в федеральной собственности по договорам социального найма предусмотрено статьей 15 Федерального закона "О статусе военной служащих", в пункте 1 которой при этом определено, что предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение государством гарантируется в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации прав военнослужащих на жилище, приказом Минобороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее Инструкция).
Согласно п.13 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей инструкции (извещение о распределении жилых помещений), при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения.
В силу п.16 Инструкции решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением в течение десяти рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
При вынесении решения об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения военнослужащим, мотивированный отказ в предоставлении распределенных жилых помещений.
Пунктом 17 Инструкции определено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно Приложению 10 к настоящей Инструкции.
При этом с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции (п.18 Инструкции).
Таким образом, в соответствии с действующим в настоящее время порядком предоставления жилых помещений по договорам социального найма, установленным
вышеуказанной Инструкцией, решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченным органом принимается в течение десяти дней, а военнослужащему предоставляется два месяца на заключение договора социального найма с момента принятия решения о предоставлении жилого помещения. Указанный срок предоставляется, в том числе и для разрешения вопроса об освобождении ранее занимаемого жилого помещения и его передачи уполномоченной организации.
Судом установлено, что 11 марта 2013 года Самостьян получил извещение о распределении ему жилого помещения на 4 человек расположенного по адресу: г. N., п. N., ул. N. ( N.), д. N., кв. N.., согласие с получением которого он направил в уполномоченный орган в течение 5 дней.
Решением начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 17 апреля 2013 года Самостьяну отказано в заключении договора социального найма на упомянутое жилое помещение.
При этом, как следует из материалов дела, решение в соответствии с пунктом 16 Инструкции о предоставлении либо отказе в предоставлении Самостьяну распределенного жилого помещения уполномоченным органом не выносилось, а установленный Инструкцией двухмесячный срок для сдачи служебного помещения структурным подразделением жилищного органа заявителю предоставлен не был.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что жилищным органом военного ведомства был нарушен установленный Инструкцией порядок предоставления военнослужащим жилых помещений по договору социального найма, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя Самостьяна.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания законным решения начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. N *** об отказе Самостьяну в заключении договора социального найма на жилое помещение по мотиву отсутствия документов о сдаче ранее полученного жилого помещения.
Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права привели к принятию судом неправильного решения, что в соответствии с пп. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 30 августа 2013 года отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления Самостьяна С.В.
Признать незаконным решение начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. N *** об отказе Самостьяну в заключении договора социального найма на жилое помещение.
Обязать начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить установленным порядком решение от 17 апреля 2013 г. N *** об отказе Самостьяну в заключении договора социального найма на жилое помещение.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.А. Таранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.