Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 15 ноября 2013 г. по делу N 33-407/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Лебедева А.Г., судей Гусейнова Т.Г. и Степанова А.А., при секретаре судебного заседания Кольчуриной Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу представителя руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" (далее - Управление) Чистова А.А. на определение Томского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2013 года, которым оставлена без движения апелляционная жалоба Чистова А.А. на решение этого же суда от 29 августа 2013 года, принятое по заявлению военнослужащего войсковой части ... капитана Валова Алексея Викторовича.
Заслушав доклад судьи Степанова А.А., изложившего содержание определения и доводы частной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Валов обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором оспорил законность приказа командира этой же воинской части N *** от 5 июня 2013 года в части наложения на него дисциплинарного взыскания в виде "строгого выговора". Кроме того, он просил взыскать с Управления в свою пользу понесенные им судебные расходы в размере *** рублей.
Решением Томского гарнизонного военного суда от 29 августа 2013 года требования Валова удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с таким решением в части взыскания судебных расходов с Управления, представитель Чистов А.А. подал апелляционную жалобу на указанное решение, в которой также содержалась просьба об освобождении от их уплаты.
Определением Томского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2013 года в удовлетворении такого ходатайства отказано, апелляционное обращение оставлено без движения, а апеллятору предоставлено время для уплаты государственной пошлины и представления в суд документа об этом.
В частной жалобе названный представитель просит это определение отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
В обоснование этого, ссылаясь на различные нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, он приводит доводы, совокупность которых сводится к суждению о том, что Управление, являясь представительным финансовым органом Министерства обороны РФ (органом исполнительной власти), финансируемым за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 322 ГПК РФ к апелляционной жалобе прикладывается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
В части 1 ст. 323 ГПК РФ предусмотрено, что при подаче апелляционной жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья выносит определение об оставлении жалобы без движения и назначает лицу, подавшему жалобу, разумный срок для исправления недостатков.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, в силу п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" отнесены к государственным органам.
Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую входит Министерство обороны РФ.
Согласно Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
В силу приведенных правовых норм Министерство обороны РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, то есть государственным органом, обладает налоговыми льготами, предусмотренными подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, и координирует деятельность подведомственных ему других, перечисленных в Положении, федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и агентств, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии с Положением о Федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области", утвержденным Министром обороны РФ 12 сентября 2011 года, оно создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) РФ и за границей. Данное учреждение является некоммерческой организацией.
Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ казенными учреждениями признаются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Исходя из положений ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
С учетом изложенного, следует прийти к выводу о том, что Управление, являясь государственным учреждением, не является государственным органом и поэтому не может обладать налоговыми льготами, предусмотренными законодательством для государственного органа.
Об отсутствии оснований, предусмотренных подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, для освобождения от уплаты государственной пошлины федеральных казенных учреждений, решение о создании которых принимает Министр обороны РФ, содержится также в разъяснениях Статс-секретаря - заместителя Министра финансов РФ (исх. N *** от 10.10.2011 г.).
Таким образом, судом первой инстанции апелляционная жалоба представителя Управления обоснованно оставлена без движения в связи с неуплатой государственной пошлины.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, вопреки доводам жалобы, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 329 и 334 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Томского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2013 года, которым оставлена без движения апелляционная жалоба представителя руководителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" Чистова А.А. на решение этого же суда от 29 августа 2013 года по заявлению Валова А.В. - оставить без изменения, а частную жалобу названного представителя - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда А.А. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.