Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 25 октября 2013 г. по делу N 33-405/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Двойцева Ю.В. и Тарабакина А.В., при секретаре судебного заседания Резановой Н.М., рассмотрел частную жалобу представителя истца - Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по НСО") Чистова А.А. на определение судьи Новосибирского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2013 года об оставлении без движения искового заявления о привлечении к материальной ответственности бывшего военнослужащего войсковой части ... младшего сержанта запаса Жданова Алексея Николаевича.
Заслушав доклад судьи Тарабакина А.В., окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
ФКУ "УФО МО РФ по НСО" в лице его представителя по доверенности обратилось в Новосибирский гарнизонный военный суд с вышеназванным исковым заявлением о взыскании со Жданова А.Н. денежных средств в размере 7571 рубль 70 копеек, выданных ему ранее под авансовый отчет на командировочные расходы.
В исковом заявлении содержалась просьба об освобождении истца от уплаты при его подаче государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением судьи от 27 сентября 2013 года поданный иск оставлен без движения в связи с невыполнением ФКУ "УФО МО РФ по НСО" требования, установленного в статье 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, касающегося представления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины при подаче искового заявления, а истцу предоставлен срок до 7 октября 2013 года для исправления указанного недостатка.
При этом в определении указано, что оснований для освобождения истца от уплаты государственной пошлины не имеется, поскольку ФКУ "УФО МО РФ по НСО" государственным органом не является.
В частной жалобе Чистов А.А., считая определение судьи вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, ставит вопрос о его отмене, освобождении ФКУ "УФО МО РФ по НСО" от уплаты государственной пошлины и принятии искового заявления к производству гарнизонного военного суда.
В обоснование этого, ссылаясь на отдельные положения различных нормативно-правовых актов, регулирующих, по его мнению, данные правоотношения, и на то, что ФКУ "УФО МО РФ по НСО" является представительным финансовым органом Министерства обороны Российской Федерации, финансируемым за счет средств федерального бюджета, автор жалобы опровергает вывод суда первой инстанции о том, что названное казенное учреждение государственным органом не является и не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Изучив доводы частной жалобы и исследовав представленные материалы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Так, судья гарнизонного военного суда, установив, что исковое заявление подано в суд представителем ФКУ "УФО МО РФ по НСО" без соблюдения требований, установленных статьей 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно без приложения документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, обоснованно, в соответствии с требованиями статьи 136 этого же Кодекса, вынес определение об оставлении иска без движения.
Одновременно с этим истцу был предложен срок для исправления недостатков, который, как усматривается из материалов дела, является разумным, и разъяснено, что в противном случае исковое заявление будет считаться неподаным и возвращено ему.
Данное решение судьи гарнизонного военного суда должным образом мотивировано и базируется на документальном содержании иска и верном толковании норм действующего гражданско-процессуального законодательства и законодательства о налогах и сборах, в соответствии с которым уплата государственной пошлины в установленном порядке и размере является обязательным условием подачи искового заявления, за исключением случаев, когда участвующие в деле лица подлежат освобождению от ее уплаты.
Как определено частью 2 статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с положениями статьи 10 Конституции Российской Федерации, органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются органами государственной власти Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, в силу пункта 2 части 1 статьи 1 Федерального закона N 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", отнесены к государственным органам.
На основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации N 314 от 9 марта 2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16 августа 2004 года, данное Министерство отнесено к федеральным органам исполнительной власти, в структуру которого входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Министерство обороны Российской Федерации, являясь органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федерального агентства специального строительства. Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В силу вышеизложенного, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, то есть государственным органом, обладает налоговыми льготами, предусмотренными подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, и координирует деятельность подведомственных ему других, перечисленных в Положении, федеральных органов исполнительной власти - федеральных служб и агентств, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Статьей 9.1 Федерального закона N 7-ФЗ от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях" государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Как следует из Положения о федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области", утвержденного Министром обороны Российской Федерации 12 сентября 2011 года, данное федеральное казенное учреждение создано федеральным органом исполнительной власти - Министерством обороны Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации N 1144 от 20 сентября 2010 года), в состав министерства не входит, а находится в его ведомственном подчинении, является юридическим лицом, имеет печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати и штампы, бланки со своим наименованием, лицевые счета, закрепленное за ним на праве оперативного управления обособленное имущество, является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме казенного учреждения, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в суде.
Анализ приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами рассматриваемого спора позволяет прийти к однозначному выводу о том, что ФКУ "УФО МО РФ по НСО", не является ни государственным органом, ни органом местного самоуправления, а относится к государственному учреждению, которое выступает в суде самостоятельно, не представляя интересы Министерства обороны Российской Федерации по доверенности, в связи с чем, не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в порядке подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данный вывод окружного военного суда согласуется и с руководящими разъяснениями Статс-секретаря - заместителя Министерства финансов Российской Федерации (исх. N 08-09-02/14 от 10 октября 2011 года).
При подобны данных, соответствующее утверждение частной жалобы об обратном является несостоятельным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены определения судьи гарнизонного военного суда, не имеется, а частная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Новосибирского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2013 года об оставлении без движения искового заявления Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" оставить без изменения, а частную жалобу представителя названного учреждения - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда А.В. Тарабакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.