Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Чеботаревой Е.А., Чернышёвой И.В.,
при секретаре Савчук А.С.
с участием прокурора Ивановой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Тарского муниципального района Омской области Попова А.И.
на решение Тарского городского суда Омской области от 06 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах Сергиенко Г. Я. к Администрации Тарского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в непредоставлении медицинскому работнику бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тарская центральная районная больница" Сергиенко Г.Я. мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
Обязать Администрацию Тарского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику Сергиенко Г. Я. в виде права на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за период с 29.03.2010 г. по 31.12.2011 г."
Заслушав доклад судьи Чеботаревой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Тарский межрайонный прокурор Омской области обратился в суд с иском в интересах Сергиенко Г.Я. о признании незаконным бездействия администрации Тарского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и возложении на ответчика обязанности предоставить Сергиенко Г.Я. такие меры социальной поддержки за период с 11.01.2010г. по 31.12.2011г.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Сергиенко Г.Я. работает в БУЗОО "Тарская ЦРБ" (до 01.01.2012г. муниципальное учреждение здравоохранения) в должности фельдшера Черняевского ФАПа с 01.04.1986г. и по настоящее время. Однако ей, как работнику здравоохранения, не предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг. Муниципальное учреждение здравоохранения "Тарская ЦРБ" является организацией здравоохранения, учредителем является администрация Тарского муниципального района Омской области, которая в соответствии с законодательством обязана обеспечивать предоставление работникам здравоохранения мер социальной поддержки не ниже уровня, существовавшего до 31.12.2004г.
Не предоставление администрацией Тарского муниципального района мер социальной поддержки Сергиенко Г.Я. нарушает ее права и законные интересы.
В судебном заседании помощник Тарского межрайонного прокурора заявленные требования поддержала по вышеизложенным основаниям.
Сергиенко Г.Я. участия в судебном заседании не принимала, просила дело рассмотреть в его отсутствии.
Администрация Тарского муниципального района Омской области, будучи надлежащим образом извещенной, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, в письменном отзыве на иск заявленные требования не признала, заявила о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд для защиты своих прав.
Третьи лица, БУЗОО "Тарская ЦРБ", Министерство финансов России, будучи надлежащим образом извещенными, явку представителей не обеспечили, отзывы на иск не представили.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Тарского муниципального района Омской области Попов А.И. просит решение суда отменить. Ссылается на то, правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки из бюджета муниципального района не имелось. Полагает, что до тех пор, пока государственные полномочия РФ по социальной поддержке работников муниципальных учреждений не будут переданы и обеспечены в установленном федеральным законом порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на ответчика. Указывает, что судом не определен период предоставления мер социальной поддержки Считал, что судом необоснованно не указана сумма, подлежащая взысканию.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. Тарского межрайонного прокурора полагает, что вынесенный судебный акт является законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Сергиенко Г.Я. работает в БУЗОО "Тарская ЦРБ" (до 01.01.2012г. муниципальное учреждение здравоохранения) в должности фельдшера Черняевского ФАПа с 01.04.1986г. и по настоящее время (л.д. 7-8, 10-16).
Сергиенко Г.Я. проживает по адресу: " ... " Т. района Омской области " ... " (л.д. 17).
Согласно Уставу, утвержденному постановлением Главы Администрации Тарского муниципального района Омской области от 03.03.2009, Муниципальное учреждение здравоохранения "Тарская центральная районная больница" является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является Администрация Тарского муниципального района Омской области (л.д. 25-26).
С 2010г. Сергиенко Г.Я. не выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату коммунальных услуг (л.д. 26).
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Данный вывод следует из буквального толкования ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной п. 50 ст. 35 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ (часть пятая); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу с 01.01.2012 в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, к спорному периоду правоотношений Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не применим.
Законодательством, которым верно руководствовался суд первой инстанции на момент принятия решения: частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 122-ФЗ, по существу предусматривалась обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.
Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона).
Согласно пунктам 3, 4 ст. 37 Закона Омской области "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
В связи с чем, подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждения здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых финансовых средств.
Действие ст. 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 01.01.2010 по 31.12.2010 Законом Омской области от 29.12.2009 N 1219-ОЗ (в редакции 03.02.2010).
Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.
Действие ст. 37 приостановлено с 01.01.2009 по 31.12.2009 Законом Омской области от 24.11.2008 N 1093-ОЗ, с 01.01.2010 по 31.12.2010 Законом Омской области от 29.12.2009 N 1219-ОЗ (в редакции 03.02.2010), с 01.01.2011 по 31.12.2011 Законом Омской области от 09.12.2010 N 1313-ОЗ.
Вместе с тем, установленные законом Омской области меры социальной поддержки работников работающих в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета, не могут быть приостановлены, поскольку указанное предполагает фактически отмену социальных мер поддержки, и данное обстоятельство не может освобождать органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.
Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004.
Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из объема таких мер, установленных Законом Омской области.
С учетом изложенного выше, доводы апелляционной жалобы о том, что решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных учреждений к вопросам местного значения муниципального района не отнесено, не могут быть приняты во внимание.
Отсутствие нормативного правового акта муниципального уровня, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан и освободить органы местного самоуправления от возложенной на них законодательством обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.
То обстоятельство, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, субвенции на указанные меры социальной поддержки не направлялись, а также то, что бюджетное законодательство (п. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ) не позволяет муниципалитетам устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенными действующим законодательствам к вопросам местного значения, не может быть учтено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Положениями ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, выбор которых субъект права осуществляет самостоятельно. В основе иска Тарского межрайонного прокурора Омской области в интересах Сергиенко Г.Я. нет требований о взыскании сумм либо оспаривании нормативных правовых актов и возложении обязанностей на соответствующий орган по принятию какого-либо нормативного правового акта.
Таким образом, судебная коллегия находит несостоятельным довод о том, что в решении суда не указана сумма, подлежащая возмещению, поскольку предметом исследования являлись отношения по выполнению органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей и наличие права у отдельных категорий граждан на социальные льготы, в связи с приостановлением отдельных положений Закона Омской области, регулирующих порядок выплаты этих льгот.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую дал суд исследованным по делу доказательствам. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, иск прокурора, а также решение суда содержат указание на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. В связи с этим, судебная коллегия, с учетом ст. 36 Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" полагает целесообразным изложить резолютивную часть в новой редакции, указав, что имеются в виду именно меры социальной поддержки медицинскому работнику в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая заявленные исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тарского городского суда Омской области от 06 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Абзацы второй и третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции: "Признать незаконным бездействие Администрации Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в непредоставлении медицинскому работнику бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тарская центральная районная больница" Сергиенко Г.Я. мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
Обязать Администрацию Тарского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику Сергиенко Г. Я. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 29.03.2010 г. по 31.12.2011 г.
Председательствующий:
Судьи:
Председательствующий: Мальцева И.А. Дело N 33-4540/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г. Омск 10 июля 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Чеботаревой Е.А., Чернышёвой И.В.,
при секретаре Савчук А.С.
с участием прокурора Ивановой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Тарского муниципального района Омской области Попова А.И.
на решение Тарского городского суда Омской области от 06 мая 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах Сергиенко Г. Я. к А. Т. муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в непредоставлении медицинскому работнику бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тарская центральная районная больница" Сергиенко Г.Я. мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
Обязать Администрацию Тарского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику Сергиенко Г. Я. в виде права на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг за период с 29.03.2010 г. по 31.12.2011 г."
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тарского городского суда Омской области от 06 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Абзацы второй и третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции: "Признать незаконным бездействие Администрации Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в непредоставлении медицинскому работнику бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тарская центральная районная больница" Сергиенко Г.Я. мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
Обязать Администрацию Тарского муниципального района Омской области предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику Сергиенко Г. Я. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 29.03.2010 г. по 31.12.2011 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.