Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.,
при секретаре Путиловой М.Л.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Омска от 17 июля 2013 года, которым постановлено:
"Признать за Юдочкиным М. Н., " ... " года рождения, Юдочкиной О. П., " ... " года рождения, Юдочкиным М. М., " ... " года рождения, Юдочкиным М. М., " ... " года рождения, Юдочкиным Ю. М., " ... " года рождения право общей долевой собственности на " ... " общей площадью 80,9 кв.м. по 1/5 доли за каждым."
Заслушав доклад судьи Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Юдочкин М.Н., Юдочкина О.П., Юдочкин М.М., Юдочкин Ю.М. с учетом уточненных требований обратились в суд с иском к Минобороны России, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что проживают в " ... ", принадлежащей Минобороны России, на основании договора социального найма от 27.12.2009г., заключенного с ФГУ "Омская КЭЧ" Минобороны России, желают воспользоваться своим правом и приватизировать указанную квартиру в собственность в равных долях.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи от 23.04.2013г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: ФГУ "Центррегионжилье", ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, ТУ ФАУГИ в Омской области.
В судебном заседании Юдочкин М.Н., Юдочкина О.П., Юдочкин М.М., Юдочкин Ю.М. участия не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель Юдочкина М.Н. Андрюшенков В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Минобороны России, Департамент жилищного обеспечения Минобороны России, ФГУ "Центррегионжилье", ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, ТУ ФАУГИ в Омской области, будучи надлежащим образом извещенными, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на иск не представили.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Минобороны России, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального права, в частности, указывая, что спорная квартира носит статус служебного жилья, соответственно, указанное обстоятельство исключает ее приватизацию. При этом судом не был исследован вопрос о наличии в собственности у истцов иных жилых помещений, а также законность предоставления истцам спорного жилого помещения. Сослалось на то обстоятельство, что ФГУ "Омская КЭЧ" Минобороны России не наделено полномочиями в области выдачи разрешений и справок на приватизацию жилья, что данные полномочия имеются у Департамента жилищного обеспечения Минобороны России. При этом собственник на приватизацию спорной квартиры разрешения не давал. Также указало, что согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на спорное жилое помещение в отношении него зарегистрирована ипотека в силу закона, что также исключает его приватизацию.
Лица, участвующие в деле, о слушании дела в апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной нормы во взаимосвязи с ее ст. 17, 18 и 55 Конституции РФ конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, закрепленное Законом РФ от 04.07.1991г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.1998г. N 25-П государство, закрепляя в Законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-I передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом, в силу ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-I каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как следует из материалов дела Юдочкин М.Н. проходил военную службу с 04.08.1982г. по 12.11.2011г., уволен с военной службы с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе с правом ношения военной формы одежды и знаков различия. Общая продолжительность военной службы Юдочкина М.Н. составила 28 лет.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
В соответствии с Приказом Минобороны РФ от 30.09.2010г. N 1280 военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, предоставляются как жилые помещения по договору социального найма, так и служебные жилые помещения.
Согласно списку распределения жилых помещений по 20 Военной автомобильной инспекции (Региональной) от 27.08.2009г. на основании протокола заседания жилищной комиссии N " ... " от 28.05.2009г. Юдочкину М.Н. на состав семьи пять человек предоставлена " ... " в г. Омске.
При этом, указанная квартира, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.06.2009г. и сведениям Управления Росреестра по Омской области находится в собственности Российской Федерации, а также в оперативном управлении ФГУ "Специальное ТУИО" Минобороны России. При этом иных ограничений, несмотря на указание о регистрации ипотеки в силу закона по тексту свидетельства, по состоянию на момент принятия решения не зарегистрировано. В приведенной связи, доводы апелляционной жалобы о наличии обременений в отношении спорной квартиры в виде ипотеки в силу закона опровергаются материалами дела.
27.10.2009г. между Омской квартирно-эксплуатационной частью с одной стороны и Юдочкиным М.Н. с другой стороны заключен договор N " ... " социального найма жилого помещения- " ... " в г. Омске, согласно которому Юдочкину М.Н. и членам его семьи: Юдочкиной О.П., Юдочкину М.М., Юдочкину М.М., Юдочкину Ю.М. передано в бессрочное владение и пользование спорное жилое помещение, находящееся в государственной собственности.
Согласно ст. ст. 92-93 ЖК РФ служебные жилые помещения, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилого фонда, предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. При этом, исходя из содержания ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, соответственно, носит срочный характер.
Таким образом, исходя из текста заключенного между Омской КЭЧ и Юдочкиным М.Н. договора спорная квартира предоставлялась последнему именно на условиях социального найма, что исключает суждение о служебном характере предоставляемого жилья.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие доказательств служебного статуса спорной квартиры, доводы апелляционной жалобы в указанной части судебной коллегией отклоняются за несостоятельностью.
При этом, доводы о необходимости проверки законности предоставления Юдочкину М.Н. спорной квартиры на основании договора социального найма от 27.10.2009г. по своей правовой природе фактически направлены на его оспаривание. Между тем, требований об оспаривании указанного договора в ходе заседания суда первой инстанции, не заявлялось. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы в указанной части судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
Согласно копии лицевого счета истцы зарегистрированы в спорной квартире и проживают в ней с момента предоставления и по настоящее время.
При этом истцы, согласно представленным в материалы дела сведениям ГП ОО "Омский центр ТИЗ", Управлений Росреестра по Омской и Иркутский областям, на праве собственности жилыми помещениями не владеют, а также не использовали принадлежащее им право приватизации.
В силу ч. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996г. N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, спорная квартира относится к государственному жилищному фонду и в силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-I может быть объектом приватизации.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-I не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
При этом согласно ч. 2 указанной статьи допускает приватизация и служебных жилых помещений, но лишь с согласия его собственника.
Вместе с тем, как уже указывалось выше, спорная квартира статусом служебной, не обладает.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие в материалах дела иных доказательств, препятствующих приватизации и установленных ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-I и ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ, вести речь об абсолютной зависимости реализации права на приватизацию от волеизъявления собственника спорного жилого помещения не представляется возможным.
В приведенной связи, доводы апелляционной жалобы об отсутствии согласия Министерства обороны РФ на приватизацию правового значения для разрешения настоящего спора и для реализации истцами права на нее не имеет.
Согласно положениям ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-I, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у истцов возникло право на приватизацию спорной квартиры, реализовать которое без судебного решения они возможности не имеют.
Кроме того, судом установлено, что данное жилое помещение может выступать объектом приватизации, истцы в него вселились законно, проживают в нем и не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения.
В силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010г. N 1455 все решения по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации принимает Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны России.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1888 от 23.12.2010г. утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Минобороны России, которым определены основные задачи и функции указанного Департамента.
Ссылка в жалобе о том, что ФГУ "Омская КЭЧ района" Министерства обороны РФ не наделено было полномочиями давать разрешения на приватизацию, выдавать справки, что данные полномочия имеются у Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, правового значения для разрешения дела не имеет, поскольку указанный Департамент является ответчиком по данному делу, был надлежащим образом извещен о дне и месте рассмотрения дела, однако своих возражений относительно предъявленного иска ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представил.
Кроме того, согласно ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав является решение суда. В приведенной связи разрешение судом спора по заявленным требованиям и вынесение решения о признании за истцами права собственности на спорное жилое помещение не требует заключения договора о передаче жилого помещения в собственность гражданам в порядке приватизации, поскольку является самостоятельным основанием для регистрации права собственности в установленном законом порядке.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, и не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 17 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.