Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Подвязниковой Н.А., Иволгиной Н.В.,
при секретаре Гудожниковой Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по частным жалобам Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области на определение Центрального районного суда г. Омска от 17 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области об отсрочке исполнения решения суда от 11 июня 2013 года по гражданскому делу по иску Киршовой В. А. к Министерству образования Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения, приостановлении исполнительного производства оставить без удовлетворения.
Заявление Министерства имущественных отношений Омской области об отсрочке исполнения решения суда от 11 июня 2013 года по гражданскому делу по иску Киршовой В. А. к Министерству образования Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения."
Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области обратились в суд с заявлениями об отсрочке исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 11.06.2013г., согласно которого на Министерство образования Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области была возложена обязанность предоставить Киршовой В.А., " ... " года рождения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, за счет средств бюджета (казны) Омской области жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012г. N 284-п. Также Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области просило приостановить исполнительное производство, возбужденного в целях принудительного исполнения вышеуказанного решения.
26.08.2013г. в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области поступило постановление судебного пристава-исполнителя МРО и ОПИ УФССП России по Омской области Поповой А.П. о возбуждении исполнительного производства по исполнению вышеуказанного решения. Заявителем в настоящее время не могут быть совершены предписанные исполнительным документом действия, поскольку Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п предусмотрен перечень действий, этапы и сроки для каждого Министерства. В соответствии с Порядком Министерство строительства только реализует один из способов приобретения жилых помещений в казну Омской области, как-то: путем строительства (участия в долевом строительстве) ? в целях формирования специализированного жилого фонда Омской области на основании заявок Министерства образования. В заявке Министерства образования определено 387 жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот, жилые помещения будут приобретены в срок до 31.12.2013г. Однако данные заявки подаются без указания конкретного лица, для которого необходимо приобрести жилое помещение, в ней указывается только количество жилых помещений, муниципальные районы Омской области. Таким образом, Министерство строительства не владеет информацией о том, когда будет предоставлено жилое помещение Киршовой В.А., поскольку в соответствии с Порядком реализует лишь одну функцию по формированию специализированного жилищного фонда Омской области и не располагает сведениями о детях-сиротах, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Заключение договора найма специализированного жилого помещения и, соответственно, предоставление жилого помещения Киршовой В.А. будет осуществляться Министерством имущества на основании сведений Министерства образования. В указанной связи заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 11.06.2013г. сроком на 1 год.
Министерство имущественных отношений Омской области, ссылаясь на то, что исполнение указанной категории решений суда связано с бюджетным финансированием и необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, выделенные Минимуществу из областного бюджета для обеспечения жильем детей-сирот денежные средства в 2013 году освоены Министерством в полном объеме, в 2014 году в бюджете Омской области запланированы 75 млн. рублей на приобретение по договорам купли-продажи жилых помещений специализированного жилого фонда для обеспечения указанной категории граждан, также полагало необходимым отсрочить исполнение решение Центрального районного суда г. Омска до 31.01.2014г.
Представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса, Министерства образования Омской области в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. в судебном заседании требования поддержала.
Министерство финансов Омской области в судебном заседании участия не принимало, в отзыве полагала доводы Министерства имущественных отношений Омской области обоснованными.
Межрайонный ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области, Киршова В.А., будучи извещенными надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, явку представителей не обеспечили, отзыв не представили.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области просит определение суда отменить. Ссылается на то, что согласно Порядку на Министерство возложены обязательства по формированию специализированного жилищного фонда путем строительства (участия в долевом строительстве) на основании заявок Министерства образования. В заявке указывается только количество жилых помещений и муниципальный район Омской области. В свою очередь приобретение жилых помещений путем строительства (участия в долевом строительстве) в казну Омской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от " ... ", является длительным процессом, в связи с чем, исполнить решение суда в установленные для этого исполнительным производством сроки не представляется возможным.
В частной жалобе Министерства имущественных отношений Омской области, просят определение суда отменить. Ссылается на те же доводы, что и в заявлении о предоставлении отсрочки. Дополнительно указывают на то, что судом не учтено, что ответчиком по делу выступает также Министерство строительства, которое согласно заявке в рамках предусмотренного финансирования обязано до конца 2013 года приобрести 387 жилых помещений, в том числе 80 в г. Омске, что должно обеспечить исполнение решения в отношении Киршовой В.А. до конца 2013 года. При этом исполнение решения суда Министерством имущества после приобретения жилых помещений Минстроем также требует временных затрат. Неисполнение судебного решения влечет для Министерства имущества риск несения штрафных санкций в рамках принудительного исполнения. Также Минимуществом приобретены в 2013г. 50 квартир в г. Омске, которые уже распределены для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом выделенные средства освоены министерством в полном объеме.
В отзыве на частную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области Министерство финансов Омской области полагает доводы, в ней приведенные, обоснованными.
В силу ч. 2 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации вопрос о наличии обстоятельств для предоставления отсрочки исполнения судебного акта должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. 1, 2 ст. 19 и ч. 1, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства (Определение от 18.04.2006г. N 104-О).
Право на обращение в суд взыскателя, должника, судебного пристава с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта указано также в ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
По смыслу указанных норм права решение вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения решения является правом суда, обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом, суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка или рассрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обращаясь в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, должник должен представить доказательства, обосновывающее наличие таких обстоятельств.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Омска от 11.06.2013г. на Министерство образования Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области возложена обязанность предоставить Киршовой В.А. " ... " года рождения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, за счет средств бюджета (казны) Омской области, жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Киршова В.А. на законных основаниях до достижения возраста 23 лет (а именно, в 18 лет) была поставлена Администрацией г. Омска на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Однако право Киршовой В.А. на обеспечение жильем до настоящего времени не реализовано, жилое помещение на условиях социального найма ей не предоставлено, закрепленного или в собственности жилого помещения истец не имеет, что нарушает ее конституционные, социальные и жилищные права (л.д. 51-53).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МРО и ОПИ УФССП России по Омской области 15.08.2013г. в отношении Минстроя Омской области возбуждено исполнительное производство (л.д. 71).
В качестве обоснования заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в суд первой инстанции представлены письмо Министерства образования Омской области о направлении заявки на приобретение жилых помещений для детей-сирот (л.д. 79), заявка на приобретение жилых помещений (л.д. 80-81), распоряжение Министерства строительства о наделении КУОО "Омскоблстройзаказчик" отдельными полномочиями от 06.02.2013г. (л.д. 82-83), информация КУОО "Омскоблстройзаказчик" о проделанной работе по состоянию на 01.08.2013 (л.д. 84-94).
Также представлены сведения о распределении приобретенных Минимуществом жилых помещений в г. Омске и районах Омской области между нуждающимися в жилом помещении лицами из числа детей-сирот (л.д. 96-109), отчет о расходовании бюджетных средств Минимуществом (л.д. 110-115).
К частной жалобе представителем приложена сводная информация о проделанной работе по состоянию на 29.08.2013 (л.д. 142-152), справка по исполнению бюджета по состоянию на 03.09.2013 (л.д. 141).
Согласно указанным документам на формирование специализированного жилищного фонда Омской области для обеспечения жильем детей-сирот из областного бюджета выделено 345 362 600 руб., 123 914 500 руб. - из федерального, в том числе, Министерству строительства - 394 277 100 руб., Министерству имущественных отношений выделено также 75 000 000 руб. В соответствии с заявкой для г. Омска в 2013 году запланировано построить 80 жилых помещений, приобрести по договорам купли-продажи ? 50. По состоянию на 22.08.2013 в г. Омске осуществляется строительство 80 квартир на основании государственных контрактов от 13.08.2013г, срок ввода в эксплуатацию 30.10.2013г, степень готовности жилых помещений от 70 до 100 %. По состоянию на 03.09.2013г. Минстроем освоено 257 752 996 рублей, из которых 72 864 000 руб. направлены приобретение жилых помещений путем строительства (участия в долевом строительстве) в г. Омске, остаток неосвоенных денежных средств по состоянию на 03.09.2013г. составляет 3 686 764 руб. Министерством имущественных отношений приобретена 61 квартира, из которых 50 ? в г. Омске, из 75 000 000 руб. освоено 74 990 000 руб. Данные об освоении средств, выделенных из федерального бюджета, в материалы дела не представлены. Таким образом, заявителями по сути подтверждается, что они фактически приступили к исполнению решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о серьезных препятствиях к исполнению решения суда, заявителями не представлено. Указанные доказательств не представлены и в суд апелляционной инстанции.
Также заявителями в суд первой и апелляционной инстанций не представлены доказательства, обосновывающие срок отсрочки исполнения решения суда, что предоставление отсрочки исполнения решения приведет к преодолению временных неблагоприятных обстоятельств, препятствующих исполнению решения.
Наличие лимита финансирования само по себе основанием к отсрочке исполнения решения суда быть не может. Из приведенных заявителями доказательств следует, что материальные средства для реализации возложенных на них Порядком полномочий выделены, на сегодняшний день в полном объеме они не освоены.
Тот факт, что в заявке Министерства образования не указываются лица, для которых Министерству строительства необходимо приобрести жилые помещения (указывается только количество жилых помещений и муниципальный район Омской области), правового значения для разрешения вопроса об отсрочке исполнения решения суда не имеет.
Ссылка в частной жалобе Минимущества на то, что Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области также должно приобрести жилые помещение для обеспечения жильем данной категории лиц, является несостоятельной, поскольку данный факт не свидетельствует о невозможности исполнения решений в установленных срок и не может повлиять на законность и обоснованность вынесенного определения.
Принимая во внимание, что решение суда вступило в законную силу, доводы жалоб о том, что приобретение жилых помещений путем строительства (участия в долевом строительстве) в казну Омской области является длительным процессом: размещение заказа на выполнение работ, проведение аукциона, определение победителя, заключение контракта, осуществление строительства, и только потом оформляется право, судебная коллегия находит несостоятельными, полагая, что с момента вступления решения суда в законную силу до конца 2013 года имеется достаточно времени для реализации указанных мероприятий.
Доводы о возможном привлечении Минимущества к ответственности в рамках исполнительного производства за неисполнение решения суда не могут быть приняты во внимание и не могут расцениваться как основание для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
При изложенном, в целях обеспечения баланса интересов суд обоснованно не нашел оснований для предоставления заявителю отсрочки исполнения решения суда.
Определение суда является законным и обоснованным, по доводам частной жалобы отмене не подлежит.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст. ст. 329, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Центрального районного суда г. Омска от 17 сентября 2013 года оставить без изменения, частные жалобы ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.