Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дьякова А.Н.
судей Ланцовой М.В., Подвязниковой Н.А.
при секретаре Путиловой М.Л.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Воложанина А. В.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 10 сентября 2013 года об отказе в удовлетворении требований Воложанина А. В. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Воложанин А.В. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обосновании заявленных требований указывалось, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 01.09.1978 по 31.08.1986 он являлся воспитанником Детского дома N 10. В данное учреждение определен в связи с лишением его матери ВЕА родительских прав на основании решения Октябрьского районного суда г. Омска от 22.11.1977. В 2006 году он принят администрацией г. Омска на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В настоящее время у него отсутствует в собственности какое-либо жилое помещение. Он проживает в квартире, которая принадлежит на праве собственности ВЕА и в которой помимо него зарегистрировано 8 человек. Он обращался в Министерство образования Омской области для включения в список лиц для предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, но получил отказ.
Просил суд обязать Министерство образования Омской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением судьи от 19.08.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В судебном заседании Воложанин А.В. и его представитель Михеева В.В. исковые требования поддержали, просили их полностью удовлетворить.
Представители ответчиков - Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании не участвовали, при надлежащем их извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец - Воложанин А.В., ссылаясь на его незаконность. Возражая против постановленного решения, приводит доводы, изложенные в исковом заявлении относительно наличия у него права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "ребенок-сирота". В обосновании доводов жалобы ссылается на положения Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Полагает, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого бы возраста они достигли.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Воложанина А.В., его представителя - Михееву В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства образования Омской области Аленчикову И.В., согласившуюся с решением, судебная коллегия не находит предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене либо изменению решения суда.
Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства дела установлены верно, нарушений в применении норм процессуального и материального права не допущено.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 данной статьи, которая устанавливала предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Воложанин А.В., относится к категории лиц из числа детей-сирот. Матерью истца Воложанина А.В., " ... ".1970 года рождения, является ВЕА, отцом - ВВС, который согласно объяснениям истца в судебном заседании апелляционной инстанции умер в 2005 году.
Решением Октябрьского районного народного суда г. Омска от 22 ноября 1977 года ВЕА лишена родительских прав в отношении Воложанина А.В., на содержание которого с нее взысканы алименты. РОНО Октябрьского района г. Омска поручено оформить несовершеннолетнего Воложанина А.В. в детский дом. Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 декабря 1977 года указанное решение оставлено без изменения.
В период с 27.02.1978 по 31.08.1978 Воложанин А.В. являлся воспитанником БОУ "Детский дом N 3". Впоследствии с 01.09.1978 по 31.08.1986 Воложанин А.В. воспитывался в "Детском доме N 10". В указанные периоды нахождения в образовательных учреждениях Воложанин А.В. находился на полном государственном обеспечении.
Воложанин А.В. совместно со своими четырьмя детьми и супругой с 21.06.2008 зарегистрирован и проживает по адресу: г. Омск, " ... ", состоящей из 1 комнаты общей площадью 36,7 кв.м. Впоследствии после рождения еще двух детей они также были зарегистрированы по указанному адресу.
Указанное жилое помещение с 29.04.2008 принадлежит на праве собственности матери истца - ВЕА
Данные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле, и не были поставлены под сомнение судом.Согласно сведениям Управления Росреестра по Омской области и ГП ОО "Омский центр Технической инвентаризации и землеустройства" Воложанин А.В. собственником какого-либо жилого помещения не значится.
Распоряжением Министерства образования Омской области от 22.03.2013 N 711 Воложанину А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из ответа департамента жилищной политики администрации г. Омска N Ис-ДЖП/3270 от 13.08.2013, следует, что на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области Воложанин А.В. состоит с 31.10.2006, составом семьи 8 человек. В списке граждан, оставшихся на учете, утвержденным постановлением администрации г. Омска от 29.01.2013 N 90-п "Об утверждении списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на 2-13 год", номер очереди - Воложанина А.В. - 17 446.
Обращаясь в суд с указанными требованиями, истец полагал, что обладает правом на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке в силу вышеприведенных положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ.
Вместе с тем, в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с 01 января 2013 года. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении у истца на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01.01.2013) должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась в положениях ст. 37 Жилищный кодекс РСФСР.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от 22.08.2004) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из положений ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста.
По смыслу приведенных норм права гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
В силу ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.
Таким образом, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, а в настоящее время на условиях договора найма специализированного жилого помещения, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
По достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, у такого лица утрачивалась. В данном случае право на предоставление жилого помещения по договору социального найма реализовывалось при наличии к тому оснований в общем порядке.
При рассмотрении дела установлено, что до достижения 23 лет в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" истец не обращался.
Истец обратилась в суд с рассматриваемым заявлением, когда ему исполнилось 42 года.
Из представленных истцом документов, в том числе ответов департамента жилищной политики администрации г. Омска, Министерства образования Омской области, следует, что истец с требованием о постановки его на учет в качестве ребенка-сироты для предоставления жилого помещения вне очереди впервые обратился в 04.08.2010, то есть после исполнения ему 23 лет. В ответах на указанные обращения Воложанину А.В. не однократно разъяснялось об утрате им статуса лица из числа детей-сирот, в связи с достижением им возраста 23 лет.
Кроме того, из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что до настоящего времени он до достижения 23 лет не обращался в уполномоченные органы с целью предоставления ему как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения.
Оценив изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на день вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01 января 2013 года) истец не имел права на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения, как по договору социального найма, так и специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку нереализованное право на обеспечение жильем истец утратил 07.10.1993 по достижению 23 лет, до достижении указанного возраста с заявлением о постановке на учет по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" в установленном порядке не обращался, как следствие, не был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории.
Ввиду изложенного, доводы жалобы о наличии у истца права на предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", подлежат отклонению.
Доводы апеллянта о том, что ему не было известно о том, что он может воспользоваться предусмотренной законом социальной гарантией в виде обеспечения вне очереди жилой площадью только, если он встал на учет до достижения 23 лет, поскольку не знал норм действующего законодательства, не могут быть приняты во внимание. Вышеуказанные нормативные правовые акты находятся в открытом доступе. При необходимости истец не был лишен возможности ознакомиться с ними, воспользоваться предоставленным ему правом.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.