Апелляционное определение Московского городского суда от 08 октября 2013 N 11-30679/13
Судья суда первой инстанции:
Жигалова Н.И. гр. дело N 11-30679
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 октября 2013 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Суменковой И.С., судей Фроловой Л.А., Сорокиной Л.Н., при секретаре Стариковой Е.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Л.А. дело по апелляционной жалобе Общественной организации Национально-культурная автономия татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 27 мая 2013 года по исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве к Национально-культурной автономии татар Юго-Восточного административного круга г. Москвы о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, которым постановлено:
Признать Национально-культурную автономию татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы, зарегистрированную Управлением юстиции г. Москвы 02 октября 1998 года (свидетельство о государственной регистрации общественного объединения N 9838, ОГРН 103774600696, учетный номер 7712100048), прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Национально-культурной автономии татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы госпошлину в доход государства в размере *** руб. 00 коп.,
установила:
Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве обратилось в суд с иском о признании Национально-культурной автономии татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что данная общественная организация фактически прекратила свою деятельность, не информирует соответствующие органы о своей деятельности, на налоговом учете не состоит, на предупреждения о прекращении нарушений не реагирует.
Судом дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон и постановлено решение об удовлетворении иска, об отмене которого просит Общественная организация Национально-культурная автономия татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Общественной организации Национально-культурная автономия татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы по доверенности Каюмова Р.Х., возражения представителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве - по доверенности Задорожной М.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Такие нарушения были допущены судом при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует, что Национально-культурная автономия татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы зарегистрирована Управлением юстиции г. Москвы как общественное объединение 02 октября 1998 года (свидетельство о государственной регистрации общественного объединения N 9838, ОГРН 103774600696), является юридическим лицом.
Разрешая исковые требования Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве к Национально-культурной автономии татар Юго-Восточного административного круга г. Москвы о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, суд первой инстанции исходил из того, что Национально-культурная автономия татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы допустила нарушения законодательства об общественных организациях, а именно не указала в наименовании данной организации ее организационно-правовую форму - общественная организация, не информировала ежегодно орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, не встала на налоговый учет.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что требования о признании данной общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из ЕГРЮЛ подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, дело было рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Национально-культурной автономии татар Юго-Восточного административного круга г. Москвы, в материалах дела имеется Устав Региональной общественной организации татарских деятелей культуры и просвещения. Данный Устав не имеет отношение к Национально-культурной автономии татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно с ч. 4 ст.29 ФЗ от 19.05.1995г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
По смыслу действующего законодательства, данная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, указанная норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушение действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Из апелляционной жалобы Общественной организации Национально-культурной автономии татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы и объяснений его представителя Каюмова Р.Х. в судебном заседании коллегии усматривается, что данная общественная организация проводит большую работу, содействуя сохранению и развитию татарского языка, традиций, национальной культуры в различных формах, в просветительской и благотворительной деятельности, охране памятников истории и культуры, становлении национального образования, эта работа получает высокие оценки государственных органов, общественных и государственных деятелей. Кроме того, заявителем жалобы указано, что формальные недостатки, являющиеся основанием для ликвидации юридического лица, устранены.
Данные обстоятельства подтверждаются приложенными к апелляционной жалобе документами, из которых следует, что Общественная организация Национально-культурная автономия татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы направила в Главное управление Министерства РФ по Москве 19 июля 2013 года отчеты об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме N ОН0003 за 2009, 2010, 2011, 2012 годы и сообщения о продолжении деятельности за 2009, 2010, 2011, 2012 годы в соответствии со статьями 29, 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ.
Копии представленных благодарственных писем, грамот подтверждают то, что Общественная организация Национально-культурная автономия татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы не прекращала свою уставную деятельность и получала высокие оценки Префекта Юго-Восточного административного округа Москвы, других общественных и государственных деятелей.
Согласно расписке, представленной в судебном заседании коллегии, ответчиком сданы документы для регистрации изменений в наименовании указанной общественной организации, расписка в получении документов выдана 03 октября 2013 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего спора судом положения ст. 61 ГК РФ не были применены, не установлены значимые для дела обстоятельства, а именно то, что данное юридическое лицо не меняло свой юридический адрес, в связи с чем у него не было обязанности сообщать изменение адреса, не прекращало вести уставную деятельность, не допускало грубых нарушений закона при его создании, грубых нарушений закона или иных правовых актов при осуществлении своей деятельности.
Таким образом, допущенные ответчиком нарушения не носят неустранимый характер и не являются безусловной причиной для ликвидации общественного объединения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Принимая новое решение, судебная коллегия учитывает установленные обстоятельства осуществления Общественной организацией Национально-культурная автономия татар Юго-Восточного административного округа г. Москвы уставной деятельности, не запрещенной законом, устранения допущенных нарушений, предусмотренных ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 82-ФЗ "Об общественных объединениях", в связи с чем отказывает в удовлетворении исковых требований Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве к Национально-культурной автономии татар Юго-Восточного административного круга г. Москвы о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 27 мая 2013 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Главного управления Министерства юстиции РФ по Москве к Национально-культурной автономии татар Юго-Восточного административного круга г. Москвы о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.